strravaganza


Дмитрий Майстренко


Previous Entry Share Next Entry
Невероятно быстрые старики.
strravaganza
Во времена, когда фотоаппараты ещё были тёплыми, и ламповыми, они должны были уметь перемещать внутри себя плёнку. Некоторые из них производили эту операцию с помощью мускульной силы фотографа, другие использовали маленький электродвигатель. Но как это всегда бывает, среди них нашлись те, что срать хотели на условности, и расстреливали стандартную плёнку менее, чем за три секунды.

Как для автогонщиков имеет сакральный смысл фраза "Меньше пяти секунд до сотни", так для производителей фотоаппаратуры важно было достичь показателя "Меньше пяти секунд до тридцать шестого кадра". Многие фирмы, не жалея сил и средств, выпускали скоростные фотоаппараты, стараясь сделать их более быстрыми, чем продукция конкурентов. Эти камеры были самыми дорогими, самыми тяжёлыми, и аккумулировали в себе всё самое лучшее, что могли предложить на тот момент наука и техника. Вот об этих монстрах мы сегодня и поговорим. Начнём, пожалуй, с Никона.


После невероятно надёжного, но не слишком быстрого "Nikon F", умевшего протягивать плёнку со скоростью не больше четырёх кадров в секунду, и требовавшего специальной подстройки конкретного мотора под каждую конкретную камеру, разработчики Никон выпустили первый по-настоящему скоростной фотоаппарат "Nikon F2 H". Этот кирпич был укомплектован неподвижным полупрозрачным зеркалом, мощнейшим мотором, и двумя (!) батарейными блоками.



Если у вас по какой-то причине не было при себе родных Никоновских батарей, то для питания всей этой красоты требовалось двадцать пальчиковых батареек. Плёнку данный аппарат расходовал со скоростью десять кадров в секунду. Посмотреть и послушать как это происходило, можно здесь. Разумеется, подобная производительность крайне негативно сказывалась на расходе фотоматериалов, стоило задержать палец на кнопке секундой дольше, чем нужно, как уже включалась обратная перемотка.

По прошествии нескольких лет, как раз к Зимним Олимпийским играм 1998 года, компания Никон выпустила специальную модификацию камеры "F3" — "Nikon F3 High Speed".



Эта молотилка обладала неподвижным полупрозрачным зеркалом, и совершенно ураганой скоростью протяжки — тринадцать с половиной кадров в секунду! Причём выпущен он был тогда, когда уже существовали автофокусные, и чертовски быстрые для своего времени Nikon F5 (восемь кадров в секунду) и Canon EOS-1N RS (десять кадров в секунду). Но старый, неавтофокусный и откровенно архаичный F3 High Speed порвал их всех в лоскуты своим умением портить плёнку так быстро, как ни один Никон до него!

И даже сегодня, много-много лет спустя, когда новые камеры заполонила наши умы и прилавки магазинов, этот старичок вполне может взять какой-нибудь цифровой репортёрский Nikon D3, и поиметь его в извращённой форме.


Неуступчивый, извечный, (а с некоторых пор единственный) противник Никона, Кэнон, разумеется не мог остаться в стороне, и тоже регулярно выпускал свои скорострельные плёночные камеры. Правда после знакомства с аппаратами Никон нас уже трудно удивить девятью кадрами в секунду, так что мы не будем останавливаться на "Canon F-1 High Speed Motor Drive Camera", а сразу перейдём к его модификации, которая была выпущена к началу Летних Олимпийских игр 1984 года — "Canon New F-1 High Speed Motor Drive Camera".



И пусть вас не обманывает небольшая на первый взгляд разница в названиях этих двух Кэнонов, в одном словечке "New" заключается очень большое отличие, и этот аппарат становится победителем сегодняшнего забега фотоаппаратов-старпёров, потому что именно он мог отщёлкать ни много ни мало, а ровно четырнадцать кадров в секунду! Выкусите, Никонисты!!

Понятное дело, в этом Кэноне было неподвижное полупрозрачное зеркало, титановые шторки, и разумеется, питание он жрал, как сумасшедший. На этом аппарате, так же как и на Nikon F3 High Speed, случайно задев спусковую кнопку, можно было прострочить полплёнки, поэтому на моторах этих камер стоял специальный ограничитель, типа "не больше *** кадров в серии".

Сегодня сложно сказать, сколько кадров уходило например вот на такой снимок:




Но можно точно сказать, что немало, и стоимость фотоматериала в цене конечного снимка оказывалась весьма ощутима.

Сегодня эра бескомпромиссных молотилок прошла, и фотоаппарату уже не нужно старательно тянуть сквозь себя полоску целлулоида, политую светочувствительным материалом, достаточно привести в движение зеркало и шторки затвора. И фотографу тоже легче, уже не нужно пихать в ненасытное нутро фотоаппарата одну за другой недешёвые плёнки, и батарейки десятками. Аппаратура стала намного тише и гораздо экономичнее.
И нам больше не нужно думать о том, сколько сто́ит каждый щелчок. Берёшь в руки какой-нибудь Canon EOS 1D X Mark II, который фигачит по четырнадцать кадров в секунду, и спокойно снимаешь длинными сериями. Нет нужды прерываться на зарядку, протяжку, и обратную перемотку плёнки, не нужно думать о лимите кадров, достаточно просто запастись флешками, и нет проблем. Рай наступил, а мы этого даже не заметили.


P.S. А сейчас, если попадается мне в руки плёночный фотоаппарат с мотором, я ничего не могу с собой поделать, обязательно нажму на кнопку, просто чтобы ощутить в руках биение внутренностей живого механизма, и услышать жужжание моторчиков. Не уверен, что с точки зрения психопатологии это нормально, но я над собою не властен.

  • 1
Для тех кто застал эру плёнки.. жаждал влиться в это дело, но по разным причинам не срослось.. теперь даже простая minolta xd-5 является чем то волшебным.. осязаемым.. манящим..
И вот лежит уже десяток плёнок.. проявленный и нет.. и ждут своего часа быть просмотренными.. напечатанными..
Да это сейчас дорого. Но что-то вновь и вновь заставляет взять старую камеру на прогулку 🙂

А меня плёнки не валяются - оцифрованы и выброшены. Напрягает, что у сканированных кадров нет exif )

Есть прога для смартфонов, Exif Notes (и другие подобные), я отщёлкнув кадр на плёнку лезу за смартфоном и добавляю отснятый кадр с параметрами съёмки. Нудновато, ну а что делать.)) Потом эта прога может сгенерить команды exiftool с параметрами добавления и перед тем как лить картинку на flickr я этой командой добавляю в картинку exif.
С серийной съёмкой такой номер не пройдёт, конечно.

Познавательно, интересно, оригинально. Спасибо. Ждём новых постов!

Благодарю, про новые посты поговорим позже, как озарение нахлынет.

Плёнка, наверное, на заводе так быстро не наматывается на катушку, как эти станковые пулемёты её разматывают. А батблок, наверное, заметно добавлял стабильности камере.

Бицепсы у спортивных фотографов тоже увеличивались пропорционально весу камер.

Особенно прекрасно эти машинки выглядели с задником на 250 кадров.

Вот тогда от "пулеметов" был толк да.



Помню я у такого пулеметчика в "Лужниках" раз половину 30 метровой банки "Ильфорда" поменял на жменю АА батареек - у него к вспышке они неожиданно кончились. Времена были еще хреновых по емкости акуумуляторов :-)

Еще из совсем древнего был прелестный Кенон Пеликс с неподвижным зеркалом. Чудо точной механики.



Edited at 2016-11-10 07:47 am (UTC)

Ilford да, ч/б только на него снимал (после эры Свемы и Тасмы))

> к Зимним Олимпийским играм 1998 года, компания Никон выпустила специальную модификацию камеры "F3" — "Nikon F3 High Speed".

98 - очепятка?

Нет, не опечатка - именно к 1998г играм в Нагано.

1998

https://www.cameraquest.com/nf3HS.htm "Although referred to as the F3 High Speed, it was made for the 1998 Nagano Olympics."

А у меня лежит какой-то касио, или Canon-мыльница автофокусная. Ну и конечно "Зенит-Е" и "Смена" с раздолбанным объективом (я вручную перебирал диафрагму и потерял лепесток). А ещё у меня есть аппарат для проявки, забыл как называется.

У всех у нас что-то лежит. И со временем будет лежать всё больше..

И еще немного воспоминаний...

Скорость съемки у таких агрегатов зависела строго от выдержки.

Скажем Никон F2 High Speed - 10 кадров в секунду давал только с выдержками 1/250-1/1000 (ставить 1/2000 не рекомендовалось, потому как может сбиться настройка ширины щели в затворе), при 1/60 она проседала до 6 кадров в секунду. Для этого на моторном приводе был специальный переключатель и упаси бог выставить при этом на камере не ту выдержку - механический затвор можно было сломать.

У F3 стало попроще появилась электронная защита от дурака, но работать в режиме приоритета диафрагмы все одно не рекомендовывалось.

К Никону F2 сделали задник под такие моторы и на 750 кадров!!!

Цена "of $4887 for the MF-2 back, $216.50 for each 750 cassette, $475 for the MA-4 power pack, and $38.50 for the connecting MC-2 power cord" :-)

Каждая кассета вмещала ровно стандартную 30 метровую катушку пленки, так как ее продавали тогда для профи-самозарядчиков в кассеты. Очень удобно.


С гордостью пишут что в США удалось продать 20 комплектов !!



Ну и про Кенон - он был компактнее за счет внешнего батарейного блока.

Двадцать АА батареек
смотри тут:
https://www.cameraquest.com/f1high.htm

"К Никону F2 сделали задник под такие моторы и на 750 кадров!!!" - да, но не под скоростной. Ни одного пруфа не нашёл.

А по ссылке не тот Кэнон.

какой слог)) я плакал)))
палец вверх))

14...Нищеброды.
Вон, фанаты одной не станем называть которой марки яростно надрачивают на 60.

Да - цифровики начали потихоньку догонять тут пленочную технику :-))))))

"Высокоскоростная киносъемочная камера ФП-22 с частотой съемки 5000 - 100 000 кадр/сек дает фильм, пригодный для непосредственной кино-проекции на экран, что позволяет рассматривать в движении явления, снятые с высокой частотой." 1963й год :-)

Причем советская ФП-22 не была в этом отношении лучшей в мире и т.п. Были и более быстрые камеры.

60 кадров в секунду? О божечки, я был не в курсе!

А как же Ломо 135 http://www.photohistory.ru/1207248177821395.html
Заводной малыш =))

Заводной-то он заводной, но десять кадров в секунду он точно не мог..

Еще и дальномерный "Ленинград" был, и до войны фашисткий "Робот" с кадром 24*24мм квадратным.

Но все они максимум 3-3,5 кадра в секунду.

К лейкам был ручной вайндер "Лейкавит" с рычагом внизу - держа камеру одной рукой фотограф яростно шуровал рычагом и мог таким макаром отбить те же 3 кадра в секунду, а если впадал в амок то и быстрее :-) Главное в отличие от пружины (завода хватало от 5-6 до 8-10 кадров) так можно было всю пленку "прогнать". Кстати недавно для фанов-олдфагов сделали "Бессу-Т" с таким курком, но он там эргономически не так удобен.

В СССР выпускался малым тиражом дальномерный "Друг" - развитие "Зоркого" с такой же приблудой. Отлично задуманный был фотоаппарат но ломучий увы. Не взлетело.

Нижний курок на японских Риконах и нашем Зорком-10 (который такой по мотивам, не совсем копия, но с очень явной оглядкой с рикона) то же позволял при мало мало тренировке 2,5-3 кадра в секунду иметь

Но все это не то, голая мускульная сила.

Даже не припомню держал ли я подобный аппарат в руках хоть раз. Вроде бы да, Canon 1v, а может то уже был цифровой 1d... Вот интересно насколько хороший автофокус был в тех камерах. Не удивлюсь если окажется что он был не лучше чем в нынешнем 1000D каком нибудь. А снимки получались весьма неплохие. Чувствительность пленки тоже была не айс, на 1600 зерно было такое что плакать хотелось. А 6400 наверное вообще не существовало. Сейчас на любой современной зеркалке можно поставить 12800 и оно будет лучше пленки 1600. В общем то на 1600 у меня мобила дает картинку чище чем было на 1600 суперии. А все равно неплохо раньше снимали.
Интересно еще и то что требования к снимкам сейчас стали ниже, если раньше снимки печатали в журналах, то сейчас показывают на сайтах и там в лучшем случае 1200 точек по большей стороне.

о бездарь рукожопый неуч явился ))) итак для тупеньких качество наводки и точность зависит напрямую от размера призмы так иди дрочи на свой убогий 1000й! на всех кропах фокус кал! даже на 7д / 7д м2 с многоточкой на телевиках светлых ДНЕМ на следилке ерзает когда фотаешь бейсбол например это жопа а какой нить старый 1д м2 или даже 5д обычный зарывает по точности 7ку на ура и до жопы ее 8 кадр/сек если там 5-7 мимо!
требования в рашке парашке ниже? а ты видел дауненок чтобы уефа снимали ультразумами лошки как ты на исо 6400? нет ? тото же! или тебе сказать сколько стоит телезум фуджинон ХА55 ? его психи тестили уже на панасе ГН4 на 4к видео посмотри там весело а потом открой ценник ) и таких камер на поле должно быть мин 14-18 !

  • 1
?

Log in

No account? Create an account