strravaganza


Дмитрий Майстренко


Previous Entry Share Next Entry
О мастерклассах.
strravaganza
В жизни каждый зарабатывает, как может. Кто-то копает землю, кто-то строит, а кто-то мошенничает. Обычно в основе любого мошенничества лежит нехитрый расчёт на то, что мозг жертвы функционирует хуже, чем мозг мошенника. В большинстве случаев этот расчёт оказывается верным либо потому, что жертва и правда туповата, либо же потому, что жертве совершенно внезапно предлагается ситуация, к которой она не готова, и будучи не в состоянии быстро осмыслить все возможные варианты и последствия своих действий, жертва совершает ошибку. В результате мошенник добивается успеха, а жертва теряет деньги, всё просто.


Но существует и такой вид мошенничества, где у жертвы более чем достаточно времени на то, чтобы осмыслить происходящее, но тем не менее она всё равно упорно и неоднократно попадается в расставленные сети. На чём же базируется расчёт мошенника в данном случае? Полагаю, что на трёх китах: примитивной человеческой недалёкости, тяге большинства наших соотечественников к лёгким деньгам, (основанной на нежелании самостоятельно трудиться), и востребованности модной темы.

Этот вид мошенничества называется "мастеркласс знаменитого фотографа".

Происходит это так: некий столичный тёлкофотограф торжественно объявляет о своём приезде в какой-нибудь богом забытый Новозалупинск, и местные колхозаны, разбив копилки, и зажав в кулаке кровью и потом заработанные деньги, пёстрой толпой бегут на его занятия, сшибая друг друга с ног. Наивные сельчане действительно верят в то, что там их ждёт встреча с хорошим фотографом, который наконец-то научит их делать прекрасные снимки, после чего они смогут зарабатывать много-много денег фотографией, и им никогда уже больше не придётся окучивать картошку и пропалывать клубнику. Также немалую часть аудитории составляет вчерашняя школота, единственное её отличие от земледельцев состоит в том, что зажатые в кулаке деньги они не заработали, а выпросили у родителей.

Джим Моррисон однажды сказал: "Глаз — это голодный рот, он питается миром". Голодный глаз провинциального фотографа в первый месяц после покупки фотоаппарата  завтракает котиками и обедает цветочками, полгода спустя он нехотя насыщается  портретами знакомых, а примерно через год он выковырял из зубов остатки видов родного Мухосранска, и у него уже просто слюнки текут отведать что-нибудь "творческое". Ведущие мастерклассов прекрасно знают, какой жанр является "творческим" в понимании Новозалупского обывателя, и какая тема вызовет обильное слюноотделение в раскосых и жадных очах Мухосранских скифов. Ну конечно же это "ню"! Общеизвестно, что мастеркласс без обнажёнки — это сборище лохов и неудачников, ведь по-настоящему творческие фотографы ходят только на те мастерклассы, где будут сиськи. И не имеет никакого значения тот факт, что "ню" является жанром весьма сложным, и явно не предназначенным для освоения начинающими, обнажёнка — это то, чего хочет публика.

И посмеиваясь в душе над отсталыми Новозалупчанами, на протяжении мастеркласса преподаватель расскажет им о своём творческом пути, покажет пару несложных приёмов съёмки, затем пару раз переставит свет, сопровождая процесс своими объяснениями о том, зачем это делается. А слушатели сидят на стульчиках вокруг своего гуру, и открыв рот пялятся на сиськи моделей слушают столичное светило.

Слюна течёт по их немытым подбородкам, и пустота светится в их глазах, ибо не понимают они ни слова. Причиной этого непонимания в некоторой степени является широко распространённое среди жителей провинции врождённое недоразвитие головного мозга, но в гораздо большей степени — отсутствие у Новозалупской публики понимания элементарных базовых фотографических терминов и понятий. Ни один из заезжих светочей фотографии никогда не проверяет уровень познаний потенциальных посетителей своего мастеркласса, ему совершенно безразлично, понимают ли ученики то, что он им рассказывает. Любой, кто только вчера купил зеркалку, и у кого есть необходимая сумма денег, может заплатить, и стать участником данного мероприятия, и преподавателю тотально насрать, унесёт ли посетитель с его мастеркласса какие-то новые знания. В общем, позиция преподавателя тут понятна, и не вызывает вопросов.

  Интересно другое — почему никому из посетителей данных мероприятий и в голову не приходит мысль задать самому себе простой вопрос: если этот преподаватель реально умеет фотографировать, если он действительно "востребованный фотограф", то почему же он не фотографирует, а преподаёт? Причём преподаёт постоянно, непрерывно, и в самых разных уголках нашей необъятной Родины?  А ответ на этот вопрос очень прост: сельчане, посещающие мастерклассы, отдают свои наличные гораздо легче, чем какие-нибудь заказчики коммерческой фотосъёмки. Ведь снимая к примеру рекламу, нужно постараться, и выдать профессиональный результат, показать реальную работу, ведь коммерческие заказчики — это вам не то что слепые от рождения Новозалупчане, там на обилии в портфолио голых сисек не проедешь. Вот и идут фотографы в преподаватели, по пути наименьшего сопротивления. Там и стараться не нужно, там ты для любого авторитет, достаточно просто иметь в портфолио побольше голых баб.

А ещё закрадывается такое подозрение, что большинство из тех, кто в наше время так активно несёт свет фотографической грамотности в провинцию, это вообще не фотографы. То есть эти люди никогда не были увлечены собственно фотографией, никогда не снимали для себя, для удовольствия, и даже (на худой конец) не зарабатывали фотографией на жизнь (мастер-классы не в счёт), и всё что они в своей жизни снимали, они снимали исключительно для своего портфолио, и портфолио это имело одну-единственную цель: произвести неизгладимое впечатление на умы жителей провинции.
Ничем иным я не могу объяснить очевидную однобокость творчества этих преподавателей, на 100% состоящего из томящихся в разных позах обнажённых красавиц. Лично мне кажется что человеку, которому вообще интересна фотография как таковая, в какой-то момент всё же захотелось бы поснимать и что-нибудь другое, ведь рано или поздно, но и от красавиц должно же уже затошнить?

Но конечно если единственное, ради чего человек берёт в руки фотоаппарат — это изготовление очередной серии снимков, которые должны привлечь на грядущие мастерклассы следующую партию учеников, тогда конечно, снимать что-нибудь другое ему просто незачем. Также ему незачем тратить время на поиск реальных заказов на коммерческую съёмку, так как его неплохо обеспечивает преподавание, и он, будучи совершенно свободен от обязательств перед какими бы то ни было заказчиками, свободно строит график своей занятости, отталкиваясь исключительно от расписания своих вояжей по поставкам фотографической грамотности в Российскую глубинку.

А тем, кому такое подозрение покажется кощунственным, я предлагаю произвести примитивный опыт: забить в Гугль фразу "Илья Рашап расписание мастер-классов", и оценить количество, временну́ю периодичность, и географию его поездок. А потом забить такой же запрос, но имя и фамилию поменять на "Михаил Королёв".

Тут вам и станет ясна разница между практикующим фотографом, и практикующим преподавателем.

Конечно кто-то может возразить — ну а что такого в том, что он учит, человек же делает прекрасные снимки, почему бы ему и не преподавать? Не буду спорить, пусть преподаёт, но давайте спросим себя — а чему он может научить? Как снимать голых тёлок? Ну да, вроде как именно этому он и учит. Оставим в стороне размышления о том, велика ли в Мухосранске потребность в мастерах такого профиля, и подумаем о другом — уносят ли Новозалупчане с этих мастерклассов в своих недомытых головах ну хоть немножечко полезной информации? Ну хоть чуточку? Есть ли хотя бы мизерная польза от посещения этих мероприятий для среднестатистического провинциального фотографа? Попробуем это выяснить.

  Для начала зададимся вопросом: что привлекает посетителей этих мероприятий? Несомненно их привлекают снимки преподавателя. Они приходят на мастеркласс именно потому, что хотят научиться фотографировать так же, как он.
Тогда попробуем выяснить, может ли в принципе Новозалупец фотографировать так, как преподаватель? Подвергнув фотографии "преподавателя" самому поверхностному анализу, мы неизбежно заключим следующее:

1) Столичные тёлкофотографы работают только с очень красивыми профессиональными моделями с сиськами не меньше третьего размера.

2) Достаточно часто в съёмке участвуют профессиональные визажисты, стилисты, а иногда и костюмеры.

3) Нередко съёмки проходят в чертовски недешёвых интерьерах, или в хорошо оборудованной студии с привлечением весьма недешёвого реквизита.

4) Постобработка также несомненно делается специалистами своего дела, и возможно делает это вовсе не автор фотографий, а хорошо оплачиваемый ретушёр.

5) На съёмку, костюмы, визаж и остальное явно тратятся немаленькие средства.

 Таким образом мы приходим к следующему выводу — снимки, производящие неизгладимое впечатление на умы Новозалупчан, являются логичным следствием наличия хорошего бюджета, потраченного на работу целой команды недешёвых специалистов. Возникает закономерный вопрос, а каковы бюджеты средней съёмки фотографа-Новозалупца? Часто ли он имеет возможность прибегнуть к услугам гримёров и костюмеров? Много ли в его родном городе профессиональных моделей, работающих в жанре "ню" за деньги? Ага.

В свете вышеперечисленного выглядит вполне логичным вопрос: а много ли пользы приносит провинциальному светописцу посещение мастеркласса столичного фотографа, на котором этот человек расскажет о том, как он работает в условиях, которые Новозалупчанину и не снились даже в очень-очень отдалённом будущем? На мой взгляд, это то же самое, что лётчику  сельскохозяйственной авиации, опрыскивающему поля с фанерного Кукурузника, в целях повышения урожайности брюквы и сахарной свеклы посетить занятие, которое ведёт пилот сверхзвукового истребителя и мастер высшего пилотажа из группы "Стрижи".

Так зачем же тогда люди ходят на эти мероприятия, и платят мошенникам весьма немаленькие деньги? Да от лени, ни от чего больше! Понятно, что учиться самому весьма непросто, нужно тратить много времени, проявлять упорство и усидчивость, брать фотоаппарат, снимать, анализировать результат, и вновь снимать, а это же так скучно! А на мастерклассе тебе обещают овладение всеми навыками за пару дней. Вот и приходит человеку в голову самая тупая на свете мысль: раз я сам не могу научиться, то пусть меня научат! И не понимает он того, что если он сам себя не смог научить, то никто другой его уже не научит никогда и ни за какие деньги.

Предвосхищая вопли толпы недовольных, (чуть более, чем полностью состоящей из посетителей уже прошедших мастер - классов) я хотел бы сразу же привести один труднооспоримый аргумент: сколько уже в нашем городе ни перебывало фотографов — москалей, а уровень фотографии как был, так и остался.

P.S. Ушёл поливать саженцы клубники. Сезон-то поди уже на носу! Знамо — весною один день год кормит!


По-сути все так и есть. Правда на умы хомячков прочитавших этот монументальный труд это врядли как-то повлияет :(
Есть закон жизни: "лох должен быть обманут" и он непоколебим. Потому что лох сам этого хочет.

Категорически согласен! А намерения повлиять на умы хомячков у меня и близко не было, сам текст написан только для того, чтобы когда эти грызуны спрашивают, на чей мастер - класс им лучше сходить, кидаться в них этой ссылкой. *смеётся смехом Доктора Зло*

ЗЫ. Ну и опять - таки на Кубань.ру эта тема, пусть и без Новозалупинска, соберёт неплохую жатву. Давно уже нужно было взболтнуть это болото.

Хорошо сказал.

Аплодирую стоя!!!

Спс, я старался. Накипело!

Ваши статьи - это нечто! :)

Надеюсь, "нечто" полезное?

(no subject) (Anonymous) Expand
Старая добрая истина: кто умеет: делает, кто не умеет - учит :)

Побудило написать сей гневный топик не то, что преподавание фотографии в наши дни по сути своей идеально соответствует этой поговорке, а то, как легко люди на эту тупость ведутся.
Воистину, в этом мире две вещи не имеют конца, вселенная и человеческая глупость.

Хороший текстик. Понятное дело никого ничему не научит, но читать забавно.

Да и я, понимая всю бесперспективность попыток что-то изменить, ни на что кроме "гласа вопиющего в пустыне" не претендую. Спасибо и на том.

Я думаю этому имеет место быть. Но также МК всё таки и пользу приносят. Просто дают толчок.
Я сам их посещал. И буду посещать если понадобится. Просто всегда нужно отделять мух от котлет. Просто на МК создаются условия для роста. Это как тренироваться. Дома можно накачаться, но нет, нужно по расписанию в зал ходить, этож целый процесс сел поехал переоделся тренажеры всякие музыка потом коктельчик и обратно домой, а еще и тренер мотивирует. Так и тут, всё есть на ютюб)). Но кто это будет смотреть? На МК, идет восприятие навсю. А ютюб не воспринимается. Кажется, что когда заплатил деньги, тогда хорошо слушается и вникается. Я лично знаю хороших искренних мастеров фотографии, они настоящие для меня.
Простите, может я невнимательно читал, но в тексте есть совет куда идти новичкам?)

Насчёт эффективности мастерклассов мне что-то сказать сложно, я ни на одном не был, а сам учился фотографии так давно, что уже и не вспомню когда это было. Мастерклассов тогда точно не было. И ничего, справился. А насчёт "куда крестьянину податься" у меня всегда один совет - самообразование. Вы не поверите, но в то время, когда азы фотографии постигал я, это было труднее в десять раз, не меньше. Представьте себе, что с момента нажатия спусковой кнопки и до момента, когда вы увидели получившийся снимок (размером 10х15 см) проходит неделя. Представили? И смотришь на этот убогий кусочек бумажки, размышляя, почему не получилось. И в экзиф заглянуть тогда возможности не было, приходилось записывать параметры съёмки. Сложноватенько, знаете ли, тогда было учиться. И подсказать было некому, ютуба не было, и спросить было не у кого, но ничего, научились же! И некоторые вполне неплохо научились, до сих пор снимают.
Конечно если вам для "толчка" необходимы мастерклассы, это не обязательно свидетельство лености ума, но ... как бы так сказать, некоторый процент наверное есть. Я глубоко убеждён в том, что по-настоящему увлечённому человеку легко и просто учиться самому.

ЗЫ. Ну собственно делайте поправку на то, что я сибарит и мизантроп.

Re: (Anonymous) Expand

Всё не так просто

Ну, я так понимаю, что описанная ситуация подходит только к визиту столичного фотографа в провинцию. И Ваше исследование базируется на изначальном предположении, что большинство "сельчан" имеет низкий, если не сказать критически низкий уровень фотообразования, и только в этом случае такая схема сработает. Но, время изменилось. Я тоже начинал свое фото самообразование, со Сменой 8М в руках, а фотоувеличитель мне подарили только спустя 2 года моих занятий фотографией. И если учесть время на ожидание следующего ближайшего занятия в фотокружке и очереди к фотоувеличителю, то действительно - от щелчка затвора до фотографии проходила неделя. Это было трудное время, но интересное, не об этом сейчас.
А вот о чем, - основная ошибка и "сельчан" и фотографов ругающих мастер классы, не без основания конечно же, в понимании простой вещи, что мастер класс - это мероприятие для ПОДГОТОВЛЕННЫХ фотографов, а новички должны ходить в фотошколы! Неподготовленные люди, приходящие на МК действительно выбрасывают деньги на ветер. Ну не возможно, да же на 8 часов занятий, научиться всему с нуля.
Я вижу систему образования фотографа базирующуюся на 3-х китах: 1. Фотошкола (любая, хоть при доме пионеров, ее задача дать азы техники, ну если школа хорошая, то и восприятия, и зачатки художественного мышления) 2. Самообразование (самый кропотливый участок пути. При современном уровне доступности информации в ней можно утонуть и пойти не по тому пути (http://strravaganza.livejournal.com/38948.html ) - ваша статья, ярчайшее подтверждение жертвам трендов. 3. Мастер класс ( к выбору МК следует подходить уже осознанно, и посещать их с целью ознакомиться именно с АВТОРСКОЙ методикой, искать там базовые знания бесполезно и глупо. Надо идти на конкретного мастера и перенимать его опыт, если он Вам нужен и Вы собираетесь его применять.
Я живу в Москве, но мы с Вами земляки. И вот недавно к нам приезжал Краснодарский же фотограф с мастер классом - Дмитрий Агеев. т.е. ситуация обратная описанной Вами, из провинции в столицу )). Я ни капли не пожалел, что на него пошел, т.к. знал зачем иду.
Резюме: 1. Не все фотографы, гастролирующие с МК, мошенники. 2. Выбор, необходимость, уровень мастер класса и польза от него получаемая, это вопрос в компетенции только его участников.

p.s. что то много я тут написал )) Но на самом деле тема бездонная, и заслуживает не одной статьи. ))

Edited at 2013-11-17 09:25 am (UTC)

Re: Всё не так просто

"мастер класс - это мероприятие для ПОДГОТОВЛЕННЫХ фотографов" - ну так а я о чём?!
Цитата: "Ни один из заезжих светочей фотографии никогда не проверяет уровень познаний потенциальных посетителей своего мастер-класса, ему совершенно безразлично, понимают ли ученики то, что он им рассказывает" - именно это и делает мастер-классы такими бесполезными. При условии конечно, что преподаватель вообще налагает на себя определённые обязательства предпринять попытку всё же чему-то научить, и его усилия, если он их предпринял, пропали впустую. А то ведь большинство "учителей" просто рассказывают всякий вздор, который не несёт в себе совершенно никакой полезной информации.
Описанная же вами ситуация со ступенчатым образованием разумна и хороша, но малоупотребима ввиду неуёмного рвения начинающих фотографов научиться всему и сразу. Они ещё не уяснили себе характер взаимосвязи выдержки и диафрагмы, а уже пытаются снимать "художественное" фото.
Насчёт того, чему может научить человек, углублённо снимающий исключительно девочек, я уже писал: http://strravaganza.livejournal.com/26567.html и со времени написания этого текста я своего мнения не изменил ни на грош. Я конечно рад тому, что вас его мастер-класс не разочаровал, но всё же в его полезности я сомневаюсь. Манерные выхолощенные портреты юных прелестниц - это не совсем то, что лично я считаю Фотографией.

С резюме согласен полностью.

"Не все фотографы, гастролирующие с МК, мошенники" - да, не все. Но большинство.

"Выбор, необходимость, уровень мастер класса и польза от него получаемая, это вопрос в компетенции только его участников" - да, безусловно, но компетенция этих самых участников в подавляющем большинстве случаев далека от требуемой.

И тут я согласен с вами (что то я зачастил :)
Лично меня возмущает, что "столичные" гуру проводят никудышный МК (и собирают аудитории) за такие же деньги какие просит фотограф Магнум под свой мк но так и не собирает аудиторию. А крепкие документалисты просят такую же сумму за свой мк, что и свадебщики и нюшники, но только не в валюте, а в гривнах (то есть в 8-10 меньше) и тоже не могут найти свою аудиторию.

Анекдот:
На уроке слова Божьего батюшка учит семинаристов, как укрощать плоть:
-"Подняли рясы, оголили концы, охватили их правой рукой, и плавным движением вверх-вниз, вверх-вниз... пошто зачастил, отрок?!
-"Захорошело Батюшка, захорошело!"

Вот кто зачастил, а вы просто регулярно заходите.

Ну а что преподавание съёмки голых тёток популярнее мастер-классов фотографов из Магнума - это грустно и неудивительно, посещаемость концертов Киркорова не идёт ни в какое сравнение с посещаемостью концертов Тайгерс Лили, это реалии жизни.

Александр

(Anonymous)
Господи, до чего же душевно! Случайно зашёл, ни секунды не пожалел.

Re: Александр

Спасибо, заходите ещё, я тут регулярно что-нибудь пишу.

Я просто оставлю это здесь (ибо тут вам меня всё же опередить не удалось)):
http://trentontalbot.com/blog/fotografam/shoot-beautiful-models-build-your-portfolio/

Великолепно! Плюс восемь миллионов! Охрененная статья. И что примечательно - хоть и пишем мы об одном, но наши тексты совершенно не пересекаются!

ЗЫ. Разместил ссылку на вашу статью в тексте топика, как на текст, просто закрывающий тему.

Двоякое отношение

Двоякое отношение к МК у меня.

С одной стороны, вроде бы и нужны.
Например, я все боялся фотографировать в студии (да и некого, т.к. любитель). А вот одно студия проводила бесплатный МК по постоянному свету (понятно, что это реклама их). Но там я хоть в живую посмотрел, что это такое ;)
Это как после учебного заведения, где человек получает профессию - всегда есть практика.

В идеале лучше обучаться у живого человека (мастера своего дела и умеющего обучать) чем по книгам.

А отсюда вытекает негативное отношение к МК. Большинству ведущих МК... как бы это сказать... Далеко наплевать на пришедших слушателей, как и отмечено у Вас в статье.
А недавно так вообще в одном таком фотографе разочаровался.

Утром еще напечатаю. Сейчас, что-то мысли не сформулировать.

Re: Двоякое отношение

Никто не отрицает полезность обучения в процессе живого общения, но вот большинство "преподавателей" озабочены совсем не тем, чтобы чему-то научить.

я так думаю однозначно надо к Вам с мастер классом ехать. раз у Вас денег куры не клюют, то почему бы вам и не поделиться ими с нами- с московскими фотографам ;))
фотограф Петров Игорь http://photographer-balashiha.ru/
кто там готов мой мастер класс организовывать?

Конечно приезжайте, у нас тут дураков поди много, а мастерклассов поди мало. Один Рашап, бедняжечка, за всех надрывается. Вот скоро опять приедет, совсем себя не жалеет, стахановец наш.

ЗЫ. В вашем сайте чёрт ногу сломит, пытался посмотреть фотки, не смог, плюнул и ушёл.

Грустно другое: что в провинции все так уныло и нерентабельно. Что нет там жизни творческому человеку.

Ваше утверждение не соответствует истине. Сегодня, при наличии интернета, любой талантливый человек вполне в состоянии заявить о себе, и покинуть провинцию.

с удовольствием прочитал! спасибо! )))

Не стоит благодарности, мне приятно, что вам понравилось.

?

Log in

No account? Create an account