Дмитрий Майстренко (strravaganza) wrote,
Дмитрий Майстренко
strravaganza

Category:

Чудеса древнего фотошопа.

Давным-давно, когда фотография была ещё тёплой и ламповой, а о цифре никто и слыхом не слыхивал, при необходимости внести изменения в изображение, это делалось вручную, обыкновенной кисточкой. Сегодня я покажу пару очень интересных примеров такой работы.


Ретушь осуществлялась двумя способами — по негативу, или по уже отпечатанному изображению. Оба способа имели свои достоинства и недостатки: при работе над негативом существовала опасность его повредить, но зато с обработанного негатива можно было получить любое количество отретушированных отпечатков. При работе по отпечатку плюсом было то, что драгоценный негатив оставался в безопасности, а минусом было то, что получившийся результат существовал в одном-единственном экземпляре.

Первая фотография — совершенно невероятный пример работы по отпечатку. Это уникальный дореволюционный снимок казачьего атамана. Как видим, художник не только добавил отпечатку чёткости, прорисовав усы, бороду, и черты лица, он ещё и победил главное ограничение фотографии тех лет — отсутствие цвета. С помощью красок он добавил снимку реализма, и тщательнейшим образом воспроизвёл все детали казачьего костюма.



С большой тщательностью прописаны газыри и знаки отличия.



Художник явно не пожалел на этот портрет ни времени, ни красок, и это привело к тому, что этот снимок имеет дефекты, свойственные только произведениям живописи, а именно трещинки на краске, так называемые кракелюры.



Вторая фотография — портрет молодой женщины, по всей видимости исполненный Службой быта, предположительно в послевоенные годы. И это очень показательный пример ретуши по негативу.



Проблемой фотографов тех лет было то, что отечественные форматные камеры давали весьма мыльную картинку, которая при съёмке плечевого портрета усугублялась чрезвычайно малой глубиной резкости, и как следствие частыми промахами наводки на фокус. Прикрыть диафрагму было невозможно по причине низкой чувствительности фотопластин и недостаточной мощности студийных ламп накаливания. (Вспышек-то тогда ещё не существовало!)

В результате павильонный портрет, изготовленный 300-миллиметровым объективом на диафрагме f4.5 являл собою весьма тоскливое зрелище — в фокусе оставались одни глаза, а всё остальное уже приходилось угадывать.
Так что на таких портретах дорисовка применялась не с целью ретуши или сокрытия дефектов внешности, а для борьбы с изначально низким качеством фотографии. Выбор ретуши именно по негативу по всей видимости объяснялся желанием получить воспроизводимый результат, и размером самой фотопластины, нередко приближавшейся по размеру к формату А4, уж там-то было где разгуляться.



Как мы можем видеть, ретушёр прорисовывал буквально всё, зубы и губы, причёску и волосы.



На мой взгляд, серёжку он вовсе сам придумал и нарисовал, на исходном потрете её могло вообще не быть.



Глаза были самой ответственной частью работы, при значительном увеличении видно, что и бровь, и блик в зрачке нарисованы, а нижнее веко обозначено одним мазком кисти.



В заключение скажу, что принимая во внимание глубину вмешательства в изображение, никак не может не возникнуть вопроса о сохранении портретного сходства. Но на этот вопрос твёрдого ответа у меня нет, потому что снимок девушки был куплен с рук на блошином рынке, и других её фотографий для сравнения у меня нет.

P.S. Завтра, если не забуду, расскажу историю первой фотографии, она удивительна.
Tags: допотопный Фотошоп, фотообразование для всех
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 94 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Очень интересно и познавательно. Благодарность от фотографа с 30-летним стажем!
Не стоит благодарности!

vovo555

3 years ago

strravaganza

3 years ago

vovo555

3 years ago

А еще было нормальным сделать отпечаток, отретушировать его, отснять и еще раз отпечатать. При необходимости - повторить.
А сколько хитростей при проявке было )))
Да, но потеря качества была неизбежна.

michael_rodin

3 years ago

strravaganza

3 years ago

michael_rodin

3 years ago

Спасибо!
А я-то ещё удивлялся, почему даже самые базовые руководства по фотографии тех лет, отводят так много места технике ретуши.
Да, в те годы ретушь была не блажью, а необходимостью.

photobus

September 30 2016, 08:32:25 UTC 3 years ago Edited:  September 30 2016, 08:32:52 UTC

Отпечаток кстати потом можно тиражировать сколько влезет. Под фотоувеличителем делаешь негатив методом сэндвича - и вперед!
Уж сколько так было напечатано фоток Брюса Ли в молодые годы ;)
Хотя цветной вариант так не сделать, конечно
В смысле "делаешь негатив"? Негатив бумажный, для контактной печати?

photobus

3 years ago

strravaganza

3 years ago

photobus

3 years ago

strravaganza

3 years ago

vovo555

3 years ago

Суровый челябинский ДоджБёрн-))
И клон стамп, в котором альт нажимается в баночке с гуашью!

irinaural

3 years ago

Вспышки ж были - химические...

Вы представляете себе, что будет в павильоне после одной вспышки? Прветривать придётся полчаса.

ЗЫ. Надо бы накатать постец "Между магнием и моноблоком"..

fvl1_01

3 years ago

strravaganza

3 years ago

fvl1_01

3 years ago

strravaganza

3 years ago

chieftain_yu

3 years ago

strravaganza

3 years ago

fvl1_01

3 years ago

strravaganza

3 years ago

fvl1_01

3 years ago

strravaganza

3 years ago

fvl1_01

3 years ago

fvl1_01

3 years ago

Мой покойный отец в 70-е "халтурил" - зарабатывал на машину (я помогал):
1. Переснимал музейные ч/б фотографии (на станке), печатал в большом размере
2. С помощью туши и карандаша ретушировал
3. Переснимал
4. Напечатанные фотографии (2-я производная) в оригинальном размере и негативы отдавал заказчику
Это наверное была не совсем "халтура", скорее всего это был заказ от какого-то издательства. Возможно, мимо кассы, потому и назывался халтурой.

pavel_herc

3 years ago

>В результате павильонный портрет, изготовленный 300-миллиметровым объективом на диафрагме f4.5 являл собою весьма тоскливое зрелище — в фокусе оставались одни глаза, а всё остальное уже приходилось угадывать.

Вот потому выпущенный в 1920-30е какой нибудь широкоугольный "Кук" или "Аристостигмат" люди и отдавали тысячи полторы - две совершенно деревянных рублей и были довольны.

Забавно при этом существовал дичайший спрос и наоборот - на тот же Буш-Першайд за ту же цену и даже дороже, что был еще мягче штатного для ФКП и ФКД 18*24 Индустара 300/4,5. Типа как в голливуде.

Ну а народ непозлобливее правдой неправдой прибивал на объективную доску что нибудь от аэрофотокамер :-)
Буш-Першайд ретушировал морду лица со скоростью света - корпускулы, пролетая сквозь его линзы, перестраивались таким образом, что прыщей не было видно.

fvl1_01

3 years ago

strravaganza

3 years ago

fvl1_01

3 years ago

strravaganza

3 years ago

fvl1_01

3 years ago

Да... это вам не фотошоп...
Тут ещё и художником нужно было быть...
Я думаю, Крамскому было проще, чем первым фотографам.))
Тут вы правы, твёрдость руки и определённый навык были жизненно необходимы.

arit_09

3 years ago

pavel_herc

3 years ago

strravaganza

3 years ago

pavel_herc

3 years ago

strravaganza

3 years ago

Все это было весьма сложно:
Основные приемы ретуши.
- Химическая ретушь.
- Работа анилиновым красителем.
- Ретушь тушью, гуашью, темперой и акварельной окраской.
- Примененеие белил.
- Ретушь карандашом.
- Работа скребком.
- Применение абразива.
- Ретушь соусом.
- Применение разбрызгивателей.
Для рядового любителя это было почти недоступно...

fvl1_01

September 30 2016, 11:56:49 UTC 3 years ago Edited:  September 30 2016, 11:57:44 UTC

а по большому блату можно было купить набор карандашей "Ретушер"... Причем два варианта было - по стеклу и по фотобумаге. И "соус" палочками - который еще активно покупали научные работники писать по лабораторному стеклу - ибо лучше получалось чем штатными "несмываемыми" чернильными палочками.

vovo555

3 years ago

fvl1_01

3 years ago

vovo555

3 years ago

это был переходной период от живописи к фотографии )
Нет, переходный был тогда, когда живописцы шпарили по картинке с камеры-обскуры.

egorov

3 years ago

Лайк! Очень многие люди любят, когда их преукрашивают на фотографиях)
Жаль атамана уже нельзя спросить..
Вторая фотография — портрет молодой женщины, по всей видимости исполненный Службой быта, предположительно в послевоенные годы.
..............
Прикрыть диафрагму было невозможно по причине низкой чувствительности фотопластин и недостаточной мощности студийных ламп накаливания. (Вспышек-то тогда ещё не существовало!)

Надо полагать, имелось в виду отсутствие электровспышек, т.к. магниевые вспышки были изобретены задолго до этого периода и широко использовались там, где позволяли условия?

(В СССР первая электронная фотовспышка «Молния ЭВ-1» выпущена в 1955 году Московским электроламповым заводом) - wiki
Точный год изготовления установить не представляется возможным, потому и написал "предположительно". Так что может быть это был и 54-й, когда «Молния ЭВ-1» ещё не появилась в продаже.

А магниевые вспышки в помещении одноразовыми по причине большого количества дыма.
интересно, побольше такого!
Я и рад бы, да такое редко попадается.
Ну вспышки то вполне себе были... только не лепестрические , а магниевые. Кто не верит - пересматриваем "Место встречи изменить нельзя" :) , а во вторых - преимущественно - бытовые или пляжносувенирные фото исполнялись на пластинку 9х12 см или на широкую пленку 6х9 , что при контактной печати давало вполне себе ураганную четкость фото.
Описываемые же изыски, как правило штучный заказ, когда был еще первоклашкой - сосед подрабатывал тем что масляной краской делал из чб фото "цветные" - аккуратно его тонируя начиная от кожи модели, кончая глазами и губами.


Магниевые были дорогими, шумными, и давали много дыма. Для павильонного портрета нихрена не годились. А вся чёткость фотографий тех лет сразу же терялась при увеличении, и то что мы видели при контактной печати, даже близко не наблюдалось при проекционной печати.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →