Дмитрий Майстренко (strravaganza) wrote,
Дмитрий Майстренко
strravaganza

Categories:

Объективы, которые никогда не поворачиваются на вертикальный кадр.

Исторически так сложилось, что квадратный формат кадра, весьма популярный в первой половине прошлого века, со временем сменился на прямоугольный. Фотоаппараты удачно расширили свой угол зрения по горизонтали, и теперь для съёмки например ростового портрета камеру приходится поворачивать набок.

Поначалу снимать в таком положении было не очень удобно, но через время все привыкли, одна Мамия сделала "револьвинг бэк", позволявший менять положение кадра поворотом кассетной части. Остальные производители не стали себя утруждать, а Хасселю, сохранившему квадратный формат кадра, было вообще плевать.

Необходимость крутить фотоаппарат вокруг оптической оси долгое время не доставляла никому особенных проблем, снимающая братия спокойно вертела в руках лёгкие Лейки и Контаксы, и шутя жонглировала зеркальными Никонами и Кэнонами. Но пришёл тот день, когда в продаже появились супертелеобъективы 300/2.8, за свой внушительный размер получившие прозвище "Лонгтом". Такую линзу даже просто в руках держать было нелегко, не то что вращать её! А что делать при установке на штатив? Тут производители исхитрились, и крепление сделали поворотным. Проблема была решена, все смогли выдохнуть.

Продуманный баланс тяжести штативного хомута позволял с лёгкостью поворачивать на вертикальный кадр хоть 400/2.8, хоть 600/4.0. Так что футболисты дрались за мяч, спортивные репортёры ловили превосходные кадры, все были счастливы. Но проклятые химики, выращивавшие для объективостроения кристаллы флюорита, не оставили своих попыток осложнить жизнь фотографов. В 1993 году эти мерзавцы подбросили нам большую свинью, выкатив на суд публики "Canon EF 1200 мм f/5.6L USM", весом в целых шестнадцать килограммов. Фотографы, не имевшие звания мастера спорта по гиревому многоборью, горько расплакались.



Понятное дело, что ворочать такого бегемота в штативном хомуте было бы мягко говоря нелегко, и инженеры Кэнона исхитрились, сделав поворотным хвостовик с байонетом. Теперь не объектив вращался с фотоаппаратом, теперь фотоаппарат вращался вокруг объектива.

Некоторое время спустя чуваки из Сигма, задумав свой невероятный "Sigma 200-500mm f/2.8 APO EX DG", пошли по уже проторенному пути, автофокус этого объектива работал от своей, отдельной батареи, а вертикальный кадр достигался вращением фотоаппарата.

Цейсс, в своих лучших традициях, выпустив объектив "Zeiss Apo Sonnar T* 1700 mm F4" предназначил его для использования с аппаратами Хассельблад, по сей день имеющими квадратный формат кадра, и не нуждающимися в ухищрениях.

По информации производителя, весит это чудо 256 килограммов, так что обладателям хасселевских кассет 6Х4, решившимся повернуть его на бок, грозят самые разнообразные травмы и увечья.

Ну и завершая речь об оптических бегемотах, на закуску нельзя не вспомнить "Leica APO-Telyt 1600mm f/5.6":



Ничего не могу сказать о возможности сделать с его помощью вертикальный кадр, вполне возможно что при его цене, составляющей более $2 000 000 он вообще предназначен не для для фотосъёмки, а для поднятия ЧСВ владельца. Отдельно доставляет имеющийся в верхней части прицел с перекрестием.

P.S. Конечно в статье перечислены далеко не все мастодонты, которых "не провернуть", существуют ещё "Zoom-Nikkor 1200-1700mm f/5.6-f/8.0 P ED IF" и "Nikkor 6mm f/2.8 Ai Fisheye Lens", но я и не ставил задачи охватить всё.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 63 comments