Дмитрий Майстренко (strravaganza) wrote,
Дмитрий Майстренко
strravaganza

Categories:

Раскулачивание фотографии.

Заметил недавно интересную закономерность — на групповых снимках, сделанных до революции, людей в кадре немного. Только на армейских и выпускных карточках можно увидеть двадцать, тридцать, и более человек, запечатлённых вместе. Но вот обычные, бытовые фотографии, сделанные "на память", всегда не многолюдны. Как правило, это семья, друзья, не больше десяти человек.


Но как только к власти пришли большевики, народным стало всё, включая фотографию. Теперь желание "сняться на карточку" без коллектива выглядело подозрительным мещанством. Все памятные картинки стали групповыми. Советские люди всё делали вместе, сообща. Толпой ходили в столовую, толпой ездили на отдых, и толпой же фотографировались.



Внимательный зритель может заметить, как в верхней части кадра из окон выпадают влезальщики.

Необходимость съёмки больших людских масс привела к появлению постановочного снимка под названием "оврагинг". Секрет его изготовления был предельно прост — фотографируемые выводились к ближайшему оврагу, и располагалась уступами на одном из его склонов. Фотограф с треногой взбирался на противоположный склон, и получал возможность захватить всю толпу разом.


Случалось такое, что некоторые несознательные советские граждане отказывались подчиняться обезличиванию группового снимка, и создавали внутри кадра свои маленькие замкнутые сообщества. Вот например студенты техникума, 1935-й год:



Здесь, на снимке из шестидесяти человек две девушки умудрились сфотографироваться вдвоём.



И немного ниже ещё две подружки выбились из коллектива:


А в верхней части кадра можно наблюдать отщепенцев-единоличников, они тоже не хотят сливаться с коллективом, но делают это в гордом одиночестве:





Tags: История фотографии, измоейколлекции
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 24 comments