Дмитрий Майстренко (strravaganza) wrote,
Дмитрий Майстренко
strravaganza

Categories:

Время хрупких воспоминаний.

Сегодня человек чаще всего лишается ценных фотографий в результате случайного удаления файлов. В доцифровую эру потерять фотки из отпуска было гораздо сложнее — плёнка была весьма устойчива, и безвозвратно уничтожалась, пожалуй, только огнём. Но до появления плёнки фотографии делались на стеклянных пластинах, и драгоценный негатив, случайно выскользнув из рук, просто разбивался на мелкие кусочки.
С учётом того, что фотографировались в те времена не слишком часто, можно представить, как расстраивался человек, чей снимок превратился в осколки. Но порой, если у судьбы было хорошее настроение, пластина раскалывалась не так уж и сильно, что позволяло собрать кусочки, и сложив их вместе, всё же напечатать несколько снимков.


Такие снимки можно опознать по одному нюансу — полоски между половинками изображения всегда чернильно-чёрные, потому что свет проникает сквозь отверстия беспрепятственно, и засвечивает фотобумагу, насколько возможно.

Нерезкий снимок живописной группы отдыхающих раскололся прихотливым зигзагом, но отпечатан весьма аккуратно, разве что смазанность левого края выдаёт ухищрения при подгонке половинок.


Сложнее приходилось в тех случаях, когда негатив раскалывался на три части, что добавляло немало проблем, да к тому же неровные края преломляли свет, и давали на готовой фотографии паразитные линии.


Пожалуй, для полного эффекта стоит напомнить, что все эти снимки печатались контактным способом! То есть человек при тусклом свете лабораторного фонаря доставал лист фотобумаги, и на его поверхности начинал собирать пазл из кусочков стекла. Закончив, он включал свет, засекал время, и снова в полумраке убирал стёклышки в сторону, чтобы проявить получившийся снимок. Неудивительно, что порой случались досадные косяки, и отпечаток получался перевёрнутым слева направо.



Полагаю, раз уж этот снимок дожил до наших дней, значит люди всё же оказались важнее ленинской агитации.


Правда осталось неясным, как на этом снимке оказалась не перевёрнутой подпись автора, ответа на этот вопрос у меня нет. Но я вас уверяю, большой пост о манере светописцев подписывать свои творения готовится к публикации, и там будет масса интересного!

Ах, эти изящные инициалы профессионалов царских времён!
Ах, эти пролетарские имена, накарябаные тупой иголкой!
О, эта страсть фотографов-любителей увековечивать свои имена!
И как вишенка на торте — курортные фотографы, с их наивной манерой писать с наклоном в обратную сторону...

Короче, скоро.
Tags: История фотографии, измоейколлекции
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 14 comments