Ситуация тогда до скрежета зубовного напоминала нынешнее положение с цифровыми говнофотографами. Каждый хотел заработать, не прилагая усилий, и обучение технике фотографии казалось этим людям необязательным скучным пережитком прошлого. Так что новоиспечённый светописец, едва купив треногу и чёрную накидку, немедленно открывал свою студию, и начинал работать.
Но вот досада — неверно определённая экспозиция приводила к получению вялых, не контрастных фотографий. И если задник и костюмы людей на отпечатке ещё как-то угадывались, то мелкие детали пропадали вовсе. И самое неприятное — на портретах полностью исчезали зрачки! Клиенты не желали платить за снимки с пустыми глазами, и ушлый фотограф брал в руки кисточку.

Если карточка получалась вообще не в фокусе, то важные части вооружения можно было позолотить прямо на бумаге:

Большие проблемы доставляли групповые портреты, снимавшиеся со светом от окна.

Люди, оказавшиеся с теневой стороны, вполне неплохо сохраняли черты лица..

А вот те, кому не повезло оказаться ближе к окошку, выходили засвеченными, и получали "глазки от фотографа":

А ведь нужно было всего лишь поплотнее запечатать левый край кадра, и всё было бы нормально! Эту примитивную операцию умел делать любой советский фотолюбитель, ночами печатавший снимки в ванной! Но дерьмофотографы — народ простой, им и так было нормально. А жаловаться на отсутствие портретного сходства в те времена, по всей видимости, было не принято.
Причём нарваться на такой подход можно было даже у именитых мастеров, и какой-нибудь Р.Ю.Тиле, "художник его величества короля Саксонии", увенчанный сотней медалей и кучей благодарностей, мог выдать клиенту снимок с подрисованными глазами:

К сожалению, мы не можем видеть, как выглядел исходник до вмешательства, и например совершенно неизвестно, почему на снимке трёх уничтоженных влезальщиков:

Глаза подрисованы не каждому, а лишь некоторым, выборочно:

Глядя на мужика в центре, кажется что это делалось для усиления свирепости.

Впрочем, нельзя не отметить, что порой ретушь выполнялась довольно аккуратно — здесь брови, и зрачки девушки выглядят совершенно естественно:

А временами никакая ретушь не помогала, и фотографа били подсвечником:

Манера дорисовывать то, что не получилось передать светом, осталась и во времена раннего СССР, хороший "мастер" вполне мог открыть глаза тому, кто нечаянно моргнул:

Сегодня нельзя не удивиться тому, насколько примитивно всё это выглядело. И наверное, это было хорошо, потому что в наш век фотошопа глядя на снимок, уже не поймёшь, где правда, а где рисунок.
P.S. Первая часть "Лайфхаков дерьмофотографов" лежит здесь.