Дмитрий Майстренко (strravaganza) wrote,
Дмитрий Майстренко
strravaganza

Categories:

Загадка круглой таблички.

В тридцатых годах прошлого века у фотографов были невероятно популярны круглые фанерные колечки с надписями. Их размещали в кадре, чтобы уточнить где, когда, и по какому поводу была сделана фотография.


Самым распространённым являлось банальное "Дарю на память". И серьёзный красноармеец, и босоногие девчушки, и даже беспризорники в валенках, все хотели чтобы их кто-то помнил.



Следующей по популярности была табличка с указанием населённого пункта. Здесь можно увидеть всю географию страны советов, от Уфы до Куйбышева...



..и от Ярославля до Воткинска.



Из далёких поездок и с южных курортов было принято посылать "Привет родным".



Для снимка, предназначавшегося другу, тоже имелась специальная надпись.



Ну а служивый народ традиционно фотографировался "В память моей военной службы".



Кругляшки не чурались и любовной лирики, в каждом фотоателье имелись таблички для сердечных дел.



Перед окончанием разлуки снимок украшался обещанием скорой встречи...



..а при расставании на длительный срок у фотографа обнаруживалась табличка "Не забудь меня".



А на снимки детей почему-то ставились надписи с предпенсионными сожалениями об ушедших днях и безвозвратной молодости.



Одним словом, разнообразие посланий не поддавалось описанию, и не было такой оказии, под которую у фотографа тех лет не нашлось бы круглой фанерки с подходящей надписью.

Но здесь возникает главный вопрос — почему все эти таблички круглые?! Разве не проще было сделать их прямоугольными? Так и писать проще, и пожелания лучше читаются! Но нет, тысячи фотографов по всей стране упорно клепали дурацкие неудобные кругляшки. Иногда круглая табличка дополнялась прямоугольником, иногда она становилась восьмиугольной, но отступлений от исходного кругляша с дыркой в центре встречалось очень немного.


Неразрешимость этого вопроса мучила меня несколько лет, пока я однажды не нашёл то самое недостающее звено эволюции, снимок-предтечу круглой таблички.

Но сначала — предыстория. Фотографируясь в морском путешествии, наши предки старались добавить в снимок некую подпись, узнаваемый элемент, а в идеале — название того судна, на палубе которого находились. Для этой цели как нельзя лучше подходил спасательный круг, он всегда был под рукой, и на нём имелось название корабля. Так что в почти каждом групповом снимке моряков или отдыхающих, центральное место занимал пробковый обруч.


И здесь мы оказываемся в одном шаге от поимки загадочного Йети, скрывающегося в далёком прошлом. И вот он, любуйтесь — разгадка мироздания, альфа и омега, положивший начало победному шествию круглых табличек по студиям фотографов-бытовиков!



Популярная в те годы романтика дальних путешествий привела к появлению бутафорского задника "На борту корабля". Разумеется, это обычная тряпка, а всё что мы видим, просто нарисовано. Реальны лишь перила на переднем плане. Уходящая вдаль перспектива, лавочки и плевательницы, а также колёсный пароход с дымком из трубы — мечта сухопутных мещан о морских путешествиях. Если присмотреться, можно заметить, что это даже не студия, снимок сделан на улице — фон не достаёт до земли, и из-под него видна дорожная пыль.

А так как поддельный корабль своего имени не имел, свободное место на спасательных кругах заполнили надписями пожеланий. Так и родилась круглая табличка. Ярмарочные барыги молодого советского государства старательно перерисовывали друг у друга декорацию, чтобы предложить своим клиентам модный снимок.



Порой фантазия уносила художников так далеко, что изначальный корабль было уже и не опознать, но это было неважно.



Омские фотографы подошли к делу основательнее других, у них на картинке был запечатлён даже интерьер парохода, с медведем и пальмами.


(Не могу разглядеть, есть ли у медведя в лапах балалайка?)

Но всё хорошее скоро заканчивается, закончился и НЭП. Фотографам стало не до антуража. Исчезли перила, тряпка износилась, и от первоначального кадра остались только круглые таблички. Удивительно, но кругляшки оказались чрезвычайно живучи, и встречались в студиях вплоть до шестидесятых годов прошлого века. Превратившись в простую утилитарную вещь, они уже уже не помнили запаха морских брызг, и корабль, на перилах которого родились.


А нам на память остались эти чудесные фотографии с наивными пожеланиями. Моя самая любимая — серьёзный мальчик, который уговаривает нас прощать еду.



Tags: История фотографии, манера позирования
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →