Дмитрий Майстренко (strravaganza) wrote,
Дмитрий Майстренко
strravaganza

Category:

Фотография на кружке. Унылое сегодня, и неожиданное вчера.

Когда в начале двухтысячных фотолаборатории предложили услугу нанесения фотографий на любые поверхности, население отреагировало с большим воодушевлением. Обыватели ринулись печатать майки и тарелки с бабушками, внуками, и прочими родственниками. Кружка с портретом заняла первое место в списке подарков юбиляру, а печать на холсте принесла владельцам студий немало денег. Технология переноса фотографического изображения на любые поверхности казалась удивительной новинкой.
А между тем ещё при царе-батюшке любой Петербургский фотограф средней руки предлагал своим клиентам "Диапозитивы на стекле или фарфоре за умеренную цену":



И даже фотограф из маленького Гродно изготавливал "броши, запонки, жетоны, а также брелки и булавки с изображением желаемого лица".



То есть ещё в те времена фотографии с лёгкостью печатались на чём угодно, и это не воспринималось как чудо.

Конечно, брошки и жетоны, а равно и запонки "с изображением желаемого лица" если и сохранились до наших времён, то в крайне незначительном количестве, и я, например, их ни разу в жизни не видел. Но пара драгоценных артефактов в моей коллекции всё же есть. Первый — это пластмассовое блюдо с фотографией. Овальчик непритязательного дизайна имеет на своём донышке фотографическое изображение молодой девушки, напряжённо любующейся букетом цветов.



Если взглянуть поближе, у модели можно обнаружить глазки от фотографа:


Датировать сей артефакт невозможно, скорее всего пятидесятые годы прошлого века. Отдельно стоит удивиться тому, что настолько хрупкий предмет прожил несколько десятков лет, и на нём нет ни единой трещинки. Видимо, причина в том, что он всё это время висел на стенке — жёлтое пятно в верхней части оборотной стороны — это следы клея, на нём держалась верёвочка, с помощью которой блюдце вешали на гвоздик. И конечно, данная посуда не при каких условиях не использовалась по прямому назначению, так как фотография с лёгкостью смывается водой.

Второй предмет — тарелка с семейным портретом.


Школьная форма позволяет предположить, что эта вещь немного моложе. На оборотной стороне имеется крошечное клеймо, настолько маленькое, что его невозможно прочесть невооружённым глазом. Но макрооптика творит чудеса, и мы узнаём, что такие тарелочки выпускал завод имени комсомольской правды.


Изображение здесь тоже совершенно не стойкое, и очевидно всю свою жизнь это кашпо провисело на стене, как раз для этого в верхней части имеется пара дырочек.

Обе эти тарелки были куплены мною на краснодарской барахолке, и я очень надеюсь, что однажды там всплывёт и булавка с изображением желаемого лица. Гродно отсюда не так уж и далеко, почему бы нет?

Tags: История фотографии, измоейколлекции
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments