Дмитрий Майстренко (strravaganza) wrote,
Дмитрий Майстренко
strravaganza

Category:

Они никогда не видели моря...

Такие лодки производились по всей стране, в огромных количествах, самых разных видов и размеров, некоторые даже с носовыми фигурами, как у испанских галеонов. Эта флотилия существовала много лет, но ни разу не видела воды. Владельцами этой армады были фотографы-бытовики.

Двухмерность фотографического изображения хорошо обманывала зрение, что привело к появлению плоских студийных декораций, старавшихся казаться объёмными. И наверное самыми ранними, и самыми распространёнными из них были лодочки. Их популярность была невероятна, в начале двадцатого века каждый фотограф имел в студии нарисованную лодку, и почти каждая из них называлась "Русалка".


Городской ухажёр приглашал девиц к фотографу, рассаживал по лавочкам, брал в руки весло, и получался отличный романтичный снимок на память.



Бывали лодочки поменьше, на двоих.



А в некоторые можно было погрузиться всей семьёй.



Бутафорские вёсла можно было доверить даже детям.



Также во время "катания на лодке" не возбранялось музицировать.


Что крайне примечательно — никто не считал этот снимок шуточным, на всех лицах царила торжественная серьёзность. Настоящие моряки, набившись в крошечную лодочку, как сельдь в бочку, смотрели на фотографа без тени улыбки.



Никого не смущала наивность постановки и условность реквизита. Ну и что с того, что вёсла не достают до воды?



У некоторых вообще вёсел нет, или они, как и всё остальное, просто нарисованы.



Девушки пришли фотографироваться, а не придираться к деталям, не так ли? И штурман сурово смотрит вперёд, прокладывая курс...



Иногда, снимая детский портрет, фотограф вообще не собирался брать лодочку в кадр, но всё равно по привычке усаживал ребёнка в декорацию.


Со временем фотография "в лодочке" превратилась в некий стандарт художественного фото, и прочно заняла своё место в студиях бытовиков, и сердцах обывателей.


Её популярность была так велика, что бутафорские лодочки встречались даже на [порнографических карточках царских времён (21+!)]



Шли годы, тряпичная оклейка фанерных "Русалок" немного поистрепалась..



..но лодочки уверенно смотрели в будущее. На заднем плане скользили парусники, дымили пароходики, казалось, так будет всегда...


Но наступил октябрь семнадцатого, "кто был никем, тот вдруг стал всем", и студийной бутафории пришлось соответствовать новой идеологии. Сначала пришлось отказаться от сомнительных персонажей восточнославянской мифологии. Не подобало красным командирам плыть в лодочке с именем "Русалка".


Фотографы быстро поняли, что делать, и сочинская шлюпка тут же получила имя французского революционера. Граждане встретили инициативу всеобщим одобрением, и фотографировались с большим удовольствием.


А вскоре под напором прогресса лодочки превратились в моторные катера. Вёсла исчезли, а вода, которая раньше неспешно журчала под килем деревянных судёнышек, вспенилась и забурлила.






(Кто найдёт на этом снимке "Круглую табличку" — тот молодец!)

И лишь кое-где, в глухой провинции, ещё встречались старые, патриархальные лодочки, неспешно плывущие по волнам нарисованных морей.



А потом эра рисованной бутафории прошла. Люди утратили веру в чудеса. Их теперь не проведёшь, они знают себе цену, и не станут фотографироваться в глупой нарисованной лодке. Только старые отпечатки ещё хранят память о тех временах, когда человек был трогательно наивен, и мог сняться в нарисованной лодочке с серьёзным лицом.

P.S. Вы прочли первую часть квадрилогии "Студийная бутафория". Впереди ещё три: "Автомобильчики", "Самолётики", и "Лошадки". А также ещё несколько подразделов, полнее раскрывающих суть вопроса.

Tags: История фотографии, Фотографическая бутафория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 18 comments