Дмитрий Майстренко (strravaganza) wrote,
Дмитрий Майстренко
strravaganza

Бутафория фотостудий, часть вторая. Машинки.

Когда публике поднадоели милые патриархальные лодочки, труженики чёрной накидки предложили новую услугу — фотографирование в автомобиле. Прогрессивный снимок очень понравился обывателям, и производство фанерных машинок было поставлено на поток. Теперь свой автомобиль имелся в каждой студии, и у каждого ярмарочного светописца. Так что наверное в начале двадцатого века самый большой автопарк имелся у фотографов.

Первые студийные автомобили рисовались очень тщательно, с соблюдением пропорций и технических деталей. Можно отметить наличие рессор, ручного тормоза, цепного привода, и клаксона с резиновой грушей. Благородные дамы с удовольствием катались по нарисованному лесу с молодым гимназистом.



Борта дореволюционных фаэтонов отделывались узорами, а на "полированных" поверхностях изображались блики.



Солдат царской армии настолько дорожил таким снимком, что за немалые деньги отдал его в роспись.


Но эра изящных кабриолетов и шикарных ландо закончилась выстрелом Авроры. Революционные матросы опустошили винные погреба Зимнего дворца, и национализировали царские ценности.

В молодом советском государстве люди хотели фотографироваться не меньше, чем при царе-батюшке, но платить как раньше, они уже не могли. Это нанесло бутафорским автомобильчикам невосполнимый урон. Качество прорисовки упало, и теперь из необходимого были лишь колёса и фары, всё остальное могло быть обозначено очень схематически, на уровне требований к игрушкам для детсадовского возраста.


Революционные автомобильчики устремились из Москвы в переименованный Питер, и несмотря на герб, украшающий дверь, на заднем плане ещё просматривалась помпезная буржуазная роскошь. Вообще, стоит заметить, что идеологический контроль за фотографами в РФСР был поставлен из рук вон плохо, и на суровом челябинском автомобильчике...



..вполне мог обнаружиться серп и молот, перевёрнутый слева направо.


Случись такое например в газете — главреда расстреляли бы без суда, прямо во дворе типографии. А в фотостудиях бытовиков — прокатывало.

Художник из Украинской ССР вообще изобразил на решётке радиатора такую вольную фантазию на тему символа единства рабочих и крестьян, что серп и молот в этом рисунке сможет опознать не каждый. (Про земной шар я вообще молчу)


Интересен вопрос автомобильных марок, предпочитаемых провинциальными художниками. Поначалу среди фанерных тарантасов превалировали кареты марки Форда.



Изредка попадались кабриолеты Рено.



Или что-то не идентифицируемое, но тоже буржуйское.



Но как только был налажен выпуск отечественных автомобилей, на деревянных радиаторах появился шильдик "АМО".



 Впрочем, чаще всего студийные драндулеты названия не имели. И почему-то именно безымянные получались самыми уродливыми.



Видимо, машинки с названиями всё же перерисовывались с чужих фотографий, а те что не имели имён, являлись чистой импровизацией художника.



И конечно же, в полном соответствии с традициями тех лет, на машинки наносились надписи с приветами для друзей..



..и обещаниями скорой встречи.



А порой бережливый фотограф извлекал из кладовки завалявшиеся там круглые таблички, и развешивал их на бортах.



И далёкие родственники получали суровый "Привет из Омска".


Также была чрезвычайно популярна тема автопробегов. По неизвестной причине почти все маршруты пролегали из Москвы в Одессу.


Наивность этих картинок, на мой взгляд, совершенно прелестна. И наверное самая шикарная фотография из всех — это снимок пролетарских детей с призывом "Дагнать и перегнать все капиталистические страны". Причём именно "дАгнать", через "а".



Хорошо хоть герб в правильную сторону нарисован.

P.S. И технические фокусы с ГРИП для тех, кому ещё не надоел этот лонгрид, —[прошу]

Полагаю, далеко не каждый заметил, как на снимке с машинкой, предлагающей "ждать еду с Урала", изящно решён вопрос с глубиной резкости. Перспектива рисунка обманывает наше восприятие, заставляя думать, что шофёр сидит на переднем сидении, а пассажир на заднем. В действительности же их задницы размещены на одной и той же лавке.


Так фотограф создал впечатление объёма без проблем с фокусировкой. Молодец, что тут скажешь?! Не то что этот идиот "Жди приеду, прощай уезжаю"!





Tags: История фотографии, Фотографическая бутафория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 13 comments