Дмитрий Майстренко (strravaganza) wrote,
Дмитрий Майстренко
strravaganza

Category:

"Рисунок" старой советской оптики.

Фотография, как и многие другие области человеческой деятельности, связанные с понятием "творчество", полна легенд и мифов. Один из мифов, живучесть которого может сравниться разве что только с его абсурдностью, это "великолепный рисунок старой советской оптики". В каждой фотографической тусовке, на каждом местечковом форуме обязательно найдутся те, кто будет с пеной у рта рассказывать, сколь прекрасен рисунок советского "Гелиоса-44", или ему подобных устройств, рождённых в недрах Лыткаринского завода оптического стекла.

Наверное здесь необходимо пояснить, что собственно такой параметр как "рисунок" в фотографических объективах вообще-то не появляется сам по себе. Оптический рисунок, если найти ему аналогию в автомобильной промышленности, это управляемость. И появление у автомобиля хорошей управляемости совершенно невозможно без долгой и упорной работы над конструкцией подвески.

Таким образом, как в случае с автомобилем, так и в случае с объективом, наличие оптического рисунка или хорошей управляемости абсолютно всегда является результатом долгой и упорной работы большой команды высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых специалистов. Вы можете себе такое представить в СССР? В военной промышленности конечно да, но в гражданской — мои тапки лопнули от смеха!

Следовательно, утверждать что у "Гелиоса-44" имеется прекрасный оптический рисунок, это абсолютно то же самое, что утверждать, что "ВАЗ-2103" 1985 года выпуска прекрасно держит дорогу, изумительно рулится, и вполне может участвовать в кольцевых автогонках.

С вопросом наличия/отсутствия рисунка будем считать разобрались. Но остаётся вопрос, откуда же тогда берётся миф о наличии у СССРовских объективов хорошего оптического рисунка? Мне думается, причин тут две. Первая появляется от элементарной некомпетентности.

Некий юзер, купивший цифрозеркалку, и имеющий страсть к экспериментам, однажды обнаруживает у себя на чердаке дедушкин Зенит, на котором установлен большой металлический объектив, призывно манящий фиолетовой глубиной больших линз. Юзер впечатлён, ведь ничего кроме EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 он до этого момента и в глаза не видел. Он решает скрестить бульдога с носорогом, и направляет стопы свои в магазин, где приобретает переходник.

Попытки делать снимки получившейся конструкцией сначала терпят неудачу, аппарат не имея возможности установить электронную связь с объективом, отказывается работать в единственном известном юзеру автоматическом режиме, но вскоре смекалка фотолюбителя и курение мануала с интернетами подсказывают использование режима "А", и вопрос получения правильной экспозиции наконец решён. Управление диафрагмой в переходнике разумеется отсутствует, и юзер фотографирует на полностью открытой дырке, между прочим составляющей у "Гелиоса-44" вполне некислые 2.0. После бюджетного зума это выглядит как откровение, юзер впервые получает снимок с маленькой глубиной резкости, и разумеется решает, что это он — оптический рисунок! После этого он везде постит фотки своего кота, у которого в фокусе только кончики усов, и направо и налево рассказывает о том, какой у старых объективов чудесный оптический рисунок. Этого человека можно понять, он слабо разбирается в фотографии, и искренне заблуждается.

Теперь вторая причина: поддержание мифа. Осуществляется оно таким подвидом людей, которых лично я именую "старыми мудаками". Это такие мужики, им обычно хорошо за пятьдесят, и они мудаки. Определить такого несложно, во-первых всё что он говорит, он говорит очень веско, с таким видом, словно всё изречённое есть несомненная, непререкаемая истина. Во-вторых, он с большой готовностью подхватывает любые разговоры на тему "Вот раньше было...". Часто одет в жилет со множеством кармашков. Нередко носит усы. По сути нищеброд, нередко пенсионер, и фапает на старые совковые объективы потому что других не может себе позволить. Горячо превозносит их невероятные достоинства в каждом разговоре.

По причине того, что ещё со времён занятий фотографией во Дворце пионеров этот старый мудак умеет отличать выдержку от диафрагмы, в глазах современного фотолюбителя, начавшего свой путь с цифрозеркалки и режима "Р", старый мудак имеет большой авторитет, а его манера говорить производит сильнейшее впечатление. И когда он, почёсывая пузо, произносит что-то вроде — Да-а-а-а, старые объективы имели такой рисунок, что современным пластмассовым и не снилось! — его слушают, открыв рот.
Но основная причина по которой он так превозносит советские объективы заключается в том, что он сам ими приторговывает на местной барахолке, причём разумеется по совершенно негуманным ценам.

На этом перечень причин возникновения столь распространённой и столь незаслуженной славы СССРовской оптики можно считать законченным. Разве что наверное всё же нужно сделать небольшое отступление. Как говорил мой знакомый, прекрасный человек и хороший фотомастер Борис Викторович Ежов:

"Возьми десять Никкоров, поставь рядом — не найдёшь двух разных.
Возьми десять Гелиосов, поставь рядом — не найдёшь двух одинаковых".

Причина такого явления заключается в том, что в Японии имеются культура производства, и контроль качества, а вот в СССР ни первого, ни второго и в помине не было. Таким образом, любой конкретный образец того же Гелиоса может оказаться как и вполне приличным объективом, так и отвратительным дерьмом, из которого выпадают линзы. И не нужно думать, что приобретя сие чудо отечественной оптики, вы можете наудачу вдруг получить действительно прекрасный объектив. Нет, чудес не бывает, и как был этот Гелиос сделан по схеме Планара тридцатых годов, так он довоенной конструкцией и останется.

Ну и в завершение, если вдруг кто-то спросит — Так что же такое этот пресловутый/вожделенный/неуловимый "оптический рисунок", и где его искать? — я отвечу: в дорогих дискретниках. Только там можно встретить действительно красивое боке, когда объектив передаёт объекты, находящиеся в зоне нерезкости, в виде пятен с мягко размытыми краями. Таких объективов немного, но они есть. Не нужно ждать красивого рисунка от Кэноновского штатника 50/f1.8, а вот 35/f1.4 например вполне может удовлетворить. Вот в качестве примера снимок моей руки. На мой взгляд, вся прелесть оптического рисунка тридцатьпятого объектива на этой фотографии очевидна.





Tags: ФОТОТЕХНИКА, фотообразование для всех
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 112 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →