Дмитрий Майстренко (strravaganza) wrote,
Дмитрий Майстренко
strravaganza

Category:

Что для фотографа дороже денег?

В те далёкие времена, когда я только-только начал карьеру профессионального фотографа, активно сотрудничая с разными клиентами, я конечно же отнял часть работы у более взрослых фотографов, которые с этими же людьми вполне успешно работали до меня. И когда заказчик, ранее сотрудничавший с моими конкурентами, по какой-то причине присутствовал на съёмке, я часто замечал некоторое удивление и даже недоверие к тем приёмам, с помощью которых я решал стоящие передо мной фотографические задачи.


Поначалу меня это изрядно удивляло. Снимаешь например предметку, какие-то детали для технического каталога — поставил фотоаппарат у окна, деталь водрузил на лист серого картона, с теневой стороны дал заполнение банальным листком бумаги, задиафрагмировался, и собственно всё, больше ничего не надо. А представитель заказчика глядя на это нервно потирает руки, мнётся, и потом решается задать вопрос: — "Вы уверены, что всё делаете правильно?" — смотрю на него с удивлением, отвечаю — "Ну конечно!" Он отходит, но по его лицу видно, что я его не убедил.

Происходило всё в доцифровую эру, поэтому материал сдавался в виде фотографий. Приношу на следующий день отпечатки, их придирчиво разглядывают, как будто ищут подвох. Резкость, цвет, всё на месте. Хмыкают, пожимают плечами, но придраться не к чему, говорят спасибо и расплачиваются.

Немного позже для другого заказчика делаю репродукции. Поставил две галогенки, промерил равномерность света, и вперёд, двадцать репродукций за десять минут, главное начать с самой большой и двигаться к маленьким, чтобы не перемерять свет, работа — проще не бывает. Докладываю о окончании съёмки. Заказчик в шоке — "Что, уже всё готово?!" — опять смотрю удивлённо — "Ну да, конечно всё готово!" Вижу что клиент смотрит недоверчиво.
Приношу фотки — скептицизм рассеивается, трясут руку, дают денег, обещают позвонить ещё.

Долгое время я не мог понять, в чём же тут дело? Почему моя работа вызывает сомнения? Почему на меня во время съёмки смотрят с некоторой опаской? Какое-то время я наивно полагал, что виной тому лишь моя молодость, но вскоре я узнал, в чём на самом деле было дело.

Произошло это случайно. Сидел я в фотолаборатории, ждал плёнку из проявки, а рядом вполголоса общались два тёртых калача, профифотографы старой закалки. Обсуждали какую-то недавнюю съёмку, которую один из них делал для какой-то фабрики: — "Ну ты же понимаешь, печенье — оно же не бликует, его снять нихера не сложно, но я там наворотил — вообще охереть, зонтов наставил, вспышек миллион, за пять минут всё отснял, смотал плёнку, и ещё два часа щёлкал вхолостую, чтобы клиент видел, что я работаю!" — и ржут оба.

Вот тут-то я и понял, в чём моя проблема! Я всегда решаю задачу самым простым и действенным способом, выбирая кратчайший путь, и в этом моя ошибка. Позже мне и великий Виктор Омельченко объяснял, что для заказчика полезно "делать понтяру", то есть изо всех сил создавать ненужную суету, убеждая его в невероятной сложности поставленной задачи. Это вызывает в клиенте больше уважения, и положительно сказывается на гонораре.

С тех пор много воды утекло, а "делать понтяру" на потоке я так и не научился. То ли врождённая порядочность мне не позволяет, то ли ещё что-то, не знаю.

Но по правде говоря, пару раз всё же такое было. Меня просто довели. В тот незабываемый день я истерил, и почти уже катаясь по земле требовал, чтобы все окна были завешаны плотной тканью, иначе дневной свет мне всё перебивает, в доказательство делал кадр на длинной выдержке, и демонстрировал на экране фотоаппарата полностью засвеченный снимок. Потом я требовал, чтобы в коридоре никто не ходил, потому что мне мешают вибрации. Когда требования были удовлетворены, я два часа передвигал вспышки, каждый раз добиваясь того, чтобы зонты непременно отражались в той единственной поверхности, которая была полированной, и тыча эти снимки в лицо клиента, хмурил брови и сетовал на невероятную сложность съёмки. Откуда ему было знать, что угол падения равен углу отражения, и избавиться от этих бликов можно было за пять секунд?

В том случае клиент сам нарвался, и сделанная мною "понтяра" просто снесла ему крышу, убедив расстаться с куда большей суммой, чем та, которую он зажал вначале. Так что опыт коллег иногда оказывается просто неоценимым.
Tags: Начинающему фотографу, клиенты
Subscribe

  • Победители конкурса "Свадебный фотограф 2017 года".

    На мой взгляд, большинство работ откровенно слабоваты. Взять хотя бы снимок-победитель — двойная радуга, и невеста, снятая со спины.…

  • Ах Майвед, ты не перестаёшь удивлять!

    Иногда, когда тебе кажется, что ты видел всё на свете, и тебя уже ничем не удивить, нечто удивительное вновь стремительным домкратом пробивает дно, и…

  • Планкинг.

    В то время как виртуозы Майведа с выражением свирепой серьёзности на лице день за днём выпекают "Затылкинги", "Дыркинги", и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments

  • Победители конкурса "Свадебный фотограф 2017 года".

    На мой взгляд, большинство работ откровенно слабоваты. Взять хотя бы снимок-победитель — двойная радуга, и невеста, снятая со спины.…

  • Ах Майвед, ты не перестаёшь удивлять!

    Иногда, когда тебе кажется, что ты видел всё на свете, и тебя уже ничем не удивить, нечто удивительное вновь стремительным домкратом пробивает дно, и…

  • Планкинг.

    В то время как виртуозы Майведа с выражением свирепой серьёзности на лице день за днём выпекают "Затылкинги", "Дыркинги", и…