Дмитрий Майстренко (strravaganza) wrote,
Дмитрий Майстренко
strravaganza

Categories:

Возможность мимикрии.

После поста о проблеме самооценки фотографа, мне кажется пора обсудить другое — может ли фотограф подстроиться под вкус заказчика?
Для начала история из жизни, все события реальны, изменены только имена.


Есть у меня двое знакомых, Юра и Алексей. Они оба художники, и продают свою живопись на Краснодарском Арбате. Вот только Юра продаётся очень хорошо, его картинки высыхать не успевают как их уже уносят счастливые покупатели, а Лёша далеко не так успешен, и его работы нередко ждут покупателя месяцами. Причём многие его творения своего покупателя так и не дожидаются, и отчаявшись, Лёша раздаривает их друзьям.

А Юра давным-давно нашёл несколько хитовых сюжетов, которые продаются лучше других, это пейзажи, композиция которых очень нравятся покупателям, и он не стесняясь рисует их вновь и вновь, год за годом, зарабатывая на них очень хорошие деньги. Эти "золотые" картины имеют кодовые названия, одна — "Наклонная ива", другая — "Камешки и водичка". Причём именно "Наклонная ива" оказывает на покупателей совершенно магическое воздействие, продаваясь особенно хорошо. Есть что-то в её композиции такое, что нравится абсолютно всем.

Сюжеты Лёшиных картин не сильно отличались от того, что делал Юра, там тоже были и деревца, и водичка с камешками, но вот только его картины почти не продавались, и он вечно сидел без денег.

И вот однажды, когда очередные покупатели отслюнявив солидную сумму денег, уносили только что купленную у Юры очередную "Наклонную иву", Алексей решился. Он подошёл к Юре, и смущённо спросил, не будет ли Юра возражать, если он всего лишь один раз напишет "Наклонную иву"? Просто очень деньги нужны, уже почти месяц ничего не продаётся, и если бы Юра был так добр, чтобы разрешить... Юра был парнем добрым, и конечно же разрешил. Как не помочь товарищу в трудном положении?

Лёша, окрылённый предвкушением заработка, засел в мастерской. В исполнении "Наклонная ива" не представляла из себя ничего сложного — плакучая ива над водой, что может быть проще? Нужно было только сделать всё как делал Юра: тщательно выписать фактуру коры дерева и каждый отдельный листочек, покупателям это очень нравится.

И вот на следующие выходные Лёша гордо вынес на Арбат свою "Наклонную иву". Он торжественно повесил её на гвоздик, и принялся ждать. Поток покупателей неспешно струился мимо, Алексей мысленно потирал руки, рассчитывая на хорошую цену. Прошёл час, потом другой, но странно — к картине никто не подходил. Лёша мысленно снизил цену. Покупатели об этом не догадывались, и всё так же проходили мимо. Лёша подумал, и снизил цену ещё. Но и эту цену назвать было некому — никто не спрашивал.

А потом случилось и вовсе странное, мимо пронесли заботливо укутанную в целлофан ещё сырую "Наклонную иву", только что купленную у Юры. А Лёшино дерево всё так же висело, не вызывая никакого интереса.

Суббота закончилась, пришло воскресенье. Лёша со своим деревом был на Арбате первым. И опять никакого интереса со стороны публики. Мимо опять пронесли ещё одну "Наклонную иву", а вскоре вдоль рядов издевательски-медленным шагом проплыла тётка, держа в руках картину "Камешки и водичка". Лёша был готов вырвать у себя последние волосы, он просто не понимал, в чём дело.

И действительно, на взгляд художника между его "Наклонной ивой", и деревом Юры не было никакой разницы — композиция, цвет, веточки, водичка — всё было скопировано идеально точно. Рама была такой же, холст был такой же, чёрт побери, да даже подрамник был точно такой же! Но почему-то Лёшино дерево не вызывало совершенно никакого интереса у покупателей.

А всё дело в том, что Лёша просто копировал чужую работу, и делал это только ради заработка, совершенно без удовольствия, а Юра красил свои деревья что называется "с душой". И покупатели как-то подсознательно чувствовали, что Алексей был неискренен.

Это очень тонкая материя, но после этого случая лично я уже никогда не буду сомневаться в её существовании.

С фотографией то же самое, смотришь иногда на работы какого-нибудь конкурента, которым восхищаются обычные люди, и понимаешь, что тебе так не снять никогда. Он так может потому, что он и сам такой, он со своими клиентами на одной волне, у него с ними одинаковые вкусы, одинаковый культурный уровень, он тоже смотрит "Дом-2" и тоже любит Лепса, а ты, сколько бы ни старался, такого никогда не снимешь, не стоит даже и пытаться.

У меня есть коллега, снимающий только национальные свадьбы. Клиенты его любят, и практически носят на руках. В попытке понять причину такого успеха я нашёл в интернете его работы. Я чуть с ума не сошёл  от водопада патоки и сиропа, я чуть не утонул в болоте блюра и плагинов, я еле вылез из этой трясины, и ещё долго приходил в себя и очумело тряс головой.

Нет, что бы там кто не сказал, но так притвориться не получится, ты или такой и есть, и всё это действительно нравится тебе самому, или ты как Лёша, рано или поздно просто подаришь так и не проданное дерево кому-нибудь из друзей, и перестанешь пытаться играть в другой лиге, поняв что это не для тебя.
Tags: будни фотографа, коллеги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 40 comments