Дмитрий Майстренко (strravaganza) wrote,
Дмитрий Майстренко
strravaganza

Categories:

Как выбрать головку для штатива.

Сегодня уже ни для кого не секрет, что любой качественный штатив комплектуется головкой, соответствующей потребностям фотографа. Только самые дешёвые штативы продаются сразу в комплекте с головкой, и она у них не сменная.


Вражеская промышленность предлагает множество видов штативных головок, тут и головки для съёмки сферических панорам, и видео головки, и разная другая экзотика, но всё же основных видов штативных головок для фотографов всего два: 3Д-головка и шаровая.

В 3Д-головке подвижки по трём направлениям контролируются тремя отдельными ручками:



А в шаровой за всё отвечает одна ручка, фиксирующая шар, разве что отдельно регулируется движение по горизонтали.



У обоих этих типов есть свои достоинства и свои недостатки, но по моему глубокому убеждению, у шаровой головки недостатков в несколько раз больше, чем достоинств. Но не нужно думать, что я собираюсь списывать её в утиль без достаточных на то оснований.

Далеко не всегда штатив используется только для предотвращения сотрясения камеры, или при съёмке на длинной выдержке, нередко штатив используется исключительно для точного позиционирования камеры, что бывает жизненно необходимо для тщательного выстраивания композиции как при пейзажной, так и при предметной, или макросъёмке.

Нередко фотограф выбрав композицию делает пробный кадр, а затем, не трогая штатив, оценивает по картинке на экране фотоаппарата то что получилось, и вносит некоторые изменения, порою весьма незначительные. И вот тут как никогда к месту оказывается предоставляемая 3Д-головками возможность менять каждый параметр отдельно, не трогая остальные. Чтобы поправить например горизонт, достаточно ослабить ручку, отвечающую за вращение камеры вокруг оптической оси объектива, и устранить завал. При этом ни поворот камеры, ни её наклон гарантировано не изменятся.

А когда фотограф имеет несчастье работать с шаровой головкой, ему приходится сталкиваться с тем, что едва ослабив ручку, фиксирующую шар, он отпускает сразу все три степени свободы. В такой ситуации, пытаясь например немного приподнять камеру, очень сложно в процессе не сместить кадр чуть левее или чуть правее, или не перекосить горизонт. Именно из-за этого работа с шаровой головкой превращается в настоящее мучение.

Вот ты, снимая городской пейзаж, пытаешься скомпоновать снимок так, чтобы сверху в кадр не лезли провода, и вертикали остались параллельны. Разумеется в тот самый момент, когда ты идеально выровнял горизонт, обрезал провода, и здания у тебя не валятся в центр кадра, вдруг оказывается, что справа в видоискатель влез совершенно уродливый телеграфный столб. Будь у тебя 3д-головка, ты бы спокойно отпустил всего одну рукоятку, контролирующую движение камеры вправо-влево, и лёгким движением руки обрезал бы столб, но с шаровой головой ты обречён начинать всё сначала. И разумеется к моменту, когда ты наконец избавился от столба, и оставил за кадром надоедливые провода, вдруг оказывается, что нужно немножечко, буквально чуть-чуть, самую капельку поправить горизонт.
Само собой, поправив горизонт, ты вдруг обнаруживаешь, что столб вернулся на место. А потом, когда внимательно следя за горизонтом, ты всё же избавляешься от столба, ты непременно обнаружишь, что теперь у тебя вверху слева чуть-чуть видны проклятые провода. И ты опять начинаешь всё сначала.

А если ещё вспомнить основной закон съёмки под открытым небом, который гласит, что "интересный свет ускользает тем быстрее, чем более прекрасный пейзаж ты снимаешь", то можно себе представить, насколько вся эта возня с шаровой головкой раздражает.
Причём нужно ещё учитывать, один маленький нюанс — если ты снимаешь например среднеформатной камерой, или тяжёлым телеобъективом, то всё это веселье усиливается в несколько раз.

А для тех, кто захочет представить себе, каково это — с шаровой головой снимать макро, я просто предложу представить себе, что все вышеперечисленные проблемы умножаются в два раза, и над самой минимальной перестройкой композиции кадра ты потеешь по два часа. Вот тут ты и понимаешь, какое же всё-таки это чудо технической мысли — обычная 3Д-головка!

Но я не предлагаю прямо сейчас брать шаровую головку, мстительно разбивать её молотком, и торжественно хоронить останки на заднем дворе. Ни в коем случае! Потому что у шаровой головки всё же есть несколько преимуществ, которыми никогда не будет обладать её 3Д-конкурентка.

Первое преимущество  — вес. Большинство шаровых головок ввиду простоты конструкции весят намного легче чем аналогичные по "грузоподъёмности" 3Д-головы. Когда нужно тащить оборудование на себе, например в горы, этим нюансом сложно пренебречь.

Второе преимущество — габариты. И пусть здесь выигрыш может быть и не так очевиден, но тот кто хоть раз в жизни шел пару километров по пересечённой местности, и нёс штатив в чехле за спиной, чувствуя как чёртовы ручки 3Д-головки врезаются ему в спину сквозь ткань чехла, не станет со мной спорить.

Третье преимущество — скорость. Да уж, в оперативности неповоротливая головка с тремя ручками никак не сможет поспорить с шаровой, которой для фиксации камеры нужно всего одно движение. Когда тебе приходится снимать с 3Д-головкой какую-нибудь даже не слишком подвижную живность, непрерывно отслеживая перемещения объекта съёмки, ты в этих трёх ручках сначала долго путаешься, потом проклинаешь всё на свете, открываешь диафрагму, ставишь ISO повыше, и продолжаешь снимать с рук.

Так что каждому инструменту — своё применение. Очень надеюсь, что данный текст кому-нибудь поможет выбрать оптимальную головку для своего штатива.
Tags: ФОТОТЕХНИКА
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 21 comments