Дмитрий Майстренко (strravaganza) wrote,
Дмитрий Майстренко
strravaganza

Categories:

Если бы монтёр Мечников был фотографом.

Я думаю, что сегодня сложно найти человека, которому был бы неизвестен "измученный нарзаном" персонаж Ильфа и Петрова, ведь именно он изрёк знаменитую фразу "Утром — деньги, вечером — стулья", ставшую главным правилом товарно-денежных отношений в нашей стране. Но приходится признать, что если эта фраза прекрасно работала с такими клиентами как "Киса и Ося", то в условиях современного Российского общества для безошибочного обмена денег на стулья необходимо изобрести что-то новое, потому что из дерьма девяностых и нечистот бывшего совка выкристаллизовался новый тип клиента, которого так просто уже не проведёшь.


Практический опыт и здравый смысл коммерческого фотографа всегда подсказывают одно — пока тебе не заплатили, фотографии отдавать нельзя. Как бы ни был мил и очарователен заказчик, как бы он ни уговаривал тебя, обещая оплату в самые сжатые сроки, и как бы он ни жаловался на невероятную потребность получить снимки уже сегодня, я всегда улыбаюсь, и не отдаю снимки ровно до того момента, пока не увижу полную сумму денег. Потому что понимаю, что "ничто не ценится так дёшево, как уже оказанная услуга", тут Рома Трахтенберг был совершенно прав.

Ведь стоит поверить сладкоречивым обещаниям, и отдать фотографии, как на следующий же день клиент теряет всякое желание не что что встречаться, а даже разговаривать с тобой по телефону, твои звонки вызывают в нём раздражение и досаду, а увидев на дисплее телефона "Дима, фотограф", он морщит лоб и нажимает сброс. Причём он совершенно не против заплатить, ни в коем случае! Просто он предпочитает сделать это завтра, а как известно, "завтра" бывает каждый день, но никогда не сегодня. Короче, прошли те времена, когда я мог позволить себе поддаться на лесть и уговоры, уже много лет я занимаю совершенно непримиримую позицию, и ни при каких условиях не расстаюсь с фотографиями до оплаты.

И всё же, несмотря на весь мой необъятный ум богатый опыт, пару раз меня красиво обвели вокруг пальца, и "заставили работать даром семь лет и подсунули некрасивую близорукую Лию взамен пышногрудой Рахили".
Разумеется, фотографии я заказчику не отдал, но самое интересное — мои фотографии заказчику были и не нужны!

Первый раз это случилось тогда, когда я был ещё очень молод, и меня пригласили снимать какой-то модный показ. Хозяйка вечера, известный Краснодарский модельер в аляповатой шляпке и вычурном платьице разговаривала со мной несколько высокомерно, но я не стал обижаться, потому что она не торгуясь согласилась на все мои условия. Чем объяснялась её щедрость, я понял немного позже. В назначенный день я пришёл на показ, и шпарил вовсю, не жалея ни батареек во вспышке, ни плёнки. Спустя пару дней я напечатал сотню фотографий, и явился в "Дом моды" моей заказчицы, чтобы получить заслуженный гонорар.

Кубанская Дольчегабана сидела нога на ногу в кресле с высокой спинкой, и задумчиво покачивала изящной туфелькой и слегка целлюлитной ляжкой.
Начав смотреть фотографии, она немедленно сделала такое лицо, как будто у неё заболела голова, и уже на третьем снимке вымучено простонала — "Это же всё снято не в том ракурсе!". К слову, ракурс у меня был отличный, прямо напротив подиума, я за него подрался с другими фотографами. С трудом преодолев своё удивление, я осмелился задать вопрос — "А в каком же ракурсе нужно было снимать?" — но меня не удостоили ответом. Модельер ещё посмотрела немножко, и сославшись на невероятную занятость, попросила зайти попозже.

Не буду рассказывать всю долгую историю, я приносил снимки ещё раз, она их смотрела, оттопырив мизинчик и скорчив брезгливую гримасу, разочарованно цокая языком, и сокрушаясь о том, что фотографы совершенно не умеют снимать. В конце концов она стащила из пачки две фотографии, а будучи уличена в краже, призналась, что она на них "себе не понравилась", поэтому она их порвала. Денег я разумеется так и не увидел. Даже за те два отпечатка, которые она украла.
Со временем, задумавшись о том, зачем же эта потрёпанная мамзель вообще меня приглашала, я пришёл к единственному правильному выводу — ей просто нравится чувствовать себя значительной, и взбивать вокруг себя пену. По подиуму ходят девочки, фотографы сверкают вспышками, она чувствует себя в центре внимания, а больше ей ничего и не нужно.

Второе моё фиаско случилось совсем недавно, буквально пару лет назад. Меня пригласили поснимать интерьер отеля с новогодними украшениями, пояснив что вот буквально ради этой съёмки они не снимали украшения лишние две недели. Я всё отснял, и отослал клиенту на мыло пожатые превьюшки. Клиент на моё письмо не ответил. Спустя неделю я перезвонил, и вежливо поинтересовался, как понравилась моя работа? Ответом было "ещё не смотрели". Не успели посмотреть они и через месяц, и через два, а в июне я решил, что звонить уже не имеет смысла. В данном случае я полагаю, что этот Новогодний интерьер снимал не один я, просто заказчик устроил своеобразный кастинг, а в результате выбрал фотографии того, кто наиболее дёшево выдал приемлемый результат. Стало ясно и то, почему так долго не убиралась праздничная атрибутика — ещё не все фотографы Краснодара успели её поснимать.

Так что, цитируя всё того же Романа Львовича Трахтенберга: "Ничто так не укрепляет веру в человека, как полная предоплата".

P.S. И вообще, всем рекомендую ознакомиться с книгой Трахтенберга "Вы хотите стать звездой?". Очень интересное чтиво. Аудиокнигу можно скачать на Рутрекере.
Tags: клиенты
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 61 comments