strravaganza


Дмитрий Майстренко


Previous Entry Share Next Entry
Посмертная фотография, правда и вымысел.
strravaganza
Не так давно по сети прокатилась волна публикаций "посмертных" фотографий Викторианской эпохи. Нам предлагали ужаснуться бесчувственности людей девятнадцатого века.

Как правило, эти снимки представляли собой дагерротипы, на которых запечатлены люди в странных позах, нередко с жутким выражением лица, и полузакрытыми глазами. Также активно муссировались хладные трупики детей, которых якобы фотографировали, пытаясь придать им вид живых. Помню, что ещё тогда я как-то лениво скользнув глазами по этим снимкам, подумал, что это какая-то хрень собачья, и не может такого быть. А недавно я наконец узнал, откуда у всей этой истории растут ноги.
Начать стоит наверное с того, что все эти фотографии экспонировались с целью произвести сенсацию, и вызвать нездоровый интерес — смотрите, фотография мертвеца! В попытке доказать, что на снимке именно труп, зрителя тыкали носом в стоявшие на заднем плане подпорки.


Скептик, узрев эти конструкции, должен был немедленно уверовать, и оставить все сомнения. Да, наличие подпорок сложно отрицать, они видны на многих снимках. Вот только они там не для того, чтобы поддерживать бездыханное тело, а для того, чтобы стабилизировать тело живое.

Все те, кто кликушествовал о фотографическом труположестве Викторианской эпохи, дружно упустили из виду один немаловажный аспект фотосъёмки в те далёкие времена, а именно — необходимую для изготовления дагерротипа чудовищно длинную выдержку. Разные источники утверждают, что время экспонирования составляло от десятков секунд до нескольких минут — неудивительно, что с целью сохранить неподвижность, использовались подпорки и зажимы!


Собственно, очень длинной выдержкой объясняются и часто встречающиеся на дагерротипах жуткие глаза, которые апологетами жмурофотографии приводятся как ещё одно доказательство. Само собой, человек за несколько минут экспонирования мог несколько раз моргнуть, или перевести взгляд с фотоаппарата на какой-то другой предмет, и в результате на фоне чёткого лица его глаза получались размытыми, что придавало ему несколько потусторонний вид. А так как именно ребёнку сложнее всего зафиксировать взгляд на одной точке, то этот эффект гораздо чаще наблюдался на фотографиях маленьких детей.


Тем же самым объясняются и неловкие позы младших героев семейных снимков — в погоне за неподвижностью их безжалостно фиксировали, иногда даже просто руками.


Ну а самых маленьких, разумеется, привести в неподвижное состояние было просто невозможно, и поэтому их фотографировали в основном спящими, что добавило ещё пару аргументов в арсенал сторонников трупной фотографии.

В качестве последнего аргумента я считаю необходимым заметить, что достаточно значительным препятствием для придания усопшему различных вальяжных поз, которые мы видим на дагерротипах, неизбежно стало бы такое явление, как трупное окоченение. Тут или фотограф должен был быть всегда наготове, приезжая вместе со священником, соборующим покойного, или, извините, перед фотосессией труп приходилось бы специально выдерживать в прохладном месте.

Так что в финале наверное мы приходим к выводу, что вся истерия по поводу некрофото была несколько излишней. Но как оказалось, возникла она не совсем на пустом месте, всё это имело своё логическое объяснение. Дело в том, что дагерротип и сам по себе вещь очень недешёвая, а дагерротип "Post-mortem", продаётся уже по двойной цене! И многие ушлые продавцы на eBay уже сняли и продолжают снимать с этой истории весьма неплохие сливки! Подробнее об этом можно прочесть здесь, но к сожалению, только на английском. Гугл-переводчик вам в помощь.

Так стоит ли считать, что посмертных фотографий вообще не существует? Вовсе нет, таких фотографий великое множество, в том числе и на дагерротипах. Просто не каждый снимок, на котором человек выглядит странно, это непременно снимок мертвеца.

Отдельно хочу заметить, что и наша страна в данном вопросе стоит далеко не в конце списка. Этим мы обязаны тому, что в Российских сёлах в течении многих лет существовала свято чтимая похоронная традиция — всем скорбящим фотографироваться с покойником. Для чего это делалось, не совсем понятно, но когда рассматриваешь эти снимки, сразу замечаешь, что для многих из тех, кто выстроился за гробом, сами похороны куда менее важны и волнительны, чем возможность попасть на фотографию — они явно старательно причёсаны, одеты в лучшую одежду, и нередко даже улыбаются. Мой френд overtext имеет довольно большую коллекцию таких фотографий, и называет их "last photo" — последняя фотография, всегда при этом замечая, что скорее всего последняя фотография в жизни этого человека была и его первой. Действительно, при жизни люди как-то не фотографировались, повода не было. А вот похороны — это вполне значимое событие, тем более все родственники собрались, можно и человека с треногой позвать.

Кстати однажды, увидев на блошином рынке фотографию "last photo", я немедленно решил её приобрести, и в процессе покупки поговорил с бабушкой-продавщицей. Она поведала мне удивительную и печальную историю. На том снимке был запечатлён маленький ребёнок — девочка, лежащая в гробу. Я поинтересовался, откуда у неё вообще взялась эта фотография? Старушка ответила, что от родственников из деревни. На мой вопрос — "А зачем вообще было фотографировать мёртвого ребёнка?" — бабушка слегка задумалась, потом отмахнулась от назойливого покупателя рукой, и сказала — "Ну, ребёнок жил... потом умер... нужно было хотя бы сфотографировать..."

Наверное, нам никогда не понять того, как в те годы люди относились к фотографии и к смерти.

P.S. И в заключение, совершенно шикарная статья по теме фотографирования в гробу, настоятельно рекомендую! http://www.intelros.ru/readroom/60_paralel/60-parallel-4-43-2011/12500-pohoronili-horosho-o-pohoronnyh-fotografiyah-v-russkoy-kulture.html


Featured Posts from This Journal


А и действительно - зачем? Всё-таки это повод сфотографироваться всем родственникам вместе. Я так думаю...

Я этот текстик набросал спонтанно, а вообще конечно же надо было отсканировать у overtext парочку отечественных шедевров. Поверьте, они очень забавны, про покойника все уже забыли, выстроились все, и задние ряды тянут шеи, чтобы их было лучше видно.

Да вроде не так уж давно эта традиция и ушла. Толпой с покойником фото не видел, а вот фото каких-то то родственников бабушек-дедушек в гробу в семейных альбомах попадались.

Думаю, что в деревнях она вполне ещё может жить и сейчас. Селфи с трупом на мобилу!

а можно ссылку на ласт фото?

Я выше уже писал: "Я этот текстик набросал спонтанно, а вообще конечно же надо было отсканировать у overtext парочку отечественных шедевров. Поверьте, они очень забавны, про покойника все уже забыли, выстроились все, и задние ряды тянут шеи, чтобы их было лучше видно."

Если overtext будет не против, я могу про это забабахать отдельный пост.

Хмм, а я чот верил этим россказням. Дякую!


Нэ, я зараз зрозумив, шо це брэшуть.

специфическая традиция. Но, важная для сохранения памяти об ушедшем человеке. В семейном альбоме фото дедушки в гробу отчетливо помню. и помню свое тогда недоумение, для чего оно.Более старые посмертные родовые фото понимаю, но уж поздние, и селфи с трупом не понимаю совсем

В те годы понимание жизни и смерти было другим. И фотография тоже воспринималась иначе.

Last photo - крайнее фото!!!!1111одинодинодин

Блин, как я сам не догадался?!

Нет ли тут антисемитизма? И, если нет, то почему?

Интересна мотивация тех, кто выдавал фотографии за снимки усопших: развлечься? невежество?

Re: Нет ли тут антисемитизма? И, если нет, то почему?

Я же вроде как об этом целый абзац написал? Или вы не читаете?

Надо вернуть эту традицию. Снимать так свадьбы, с подпорочками.

У меня как раз есть фильтр 400Х, который позволит добиться нужных выдержек.

Да, да. От бабушки остались фотографии с похорон родных. Причем часто встречалось что у гроба отдельная фотография женщин и отдельная мужчин, потом по небольшим группкам фото, семейные и т.д. На одни похороны штук 15-20 разных фотографий приходится только у гроба.
Зато со свадеб тех же времён всего пяток карточек может наберется, а то и вообще одна - жениха с невестой и хватит.

Edited at 2015-11-11 09:24 pm (UTC)

Прикольно, никогда про половую сегрегацию на похоронных фотках не слышал!

ну хоть одна хорошая новость за сегодня)))

Порадовать вас - для меня счастье!

Странно, первый раз слышу про покойников. Всегда это были, как правильно описано, подпорки для придания неподвижности на длинных выдержках.

Погуглите Post-mortem, офигеете от количества ссылок.

не знаю, как насчет людей - но есть один фотограф, который котят и щенят фотал, имя его Гарри Уиттер Фрис (Harry Whittier Frees)



но котята у него либо приколоченные, либо обколотые какой-то дрянью, чтобы не вертелись, либо то и другое вместе )))

Там хитрее, лапы и головы вставлены в отверстия предмета, который служит фоном. Пять дырок в которые засунуты лапы и голова, тело за фоном.

Всегда так и думала. Но пару кирпичиков отложила, когда впервые увидела, да))

что же сразу за кирпичи хвататься. красноглазые терминаторы, обильно снятые на мыльницы в дивиностые, тоже страшноваты, и ничего :)

Слава Богу! Они все живы

Когда был в деревне под Полоцком то умер один молодой родственник и вся родня попросилась сфотографироваться на похоронах. Не так уж и давно это было, лет 20 назад.

?

Log in

No account? Create an account