Дмитрий Майстренко (strravaganza) wrote,
Дмитрий Майстренко
strravaganza

Categories:

Я лучше получаюсь, когда я не вижу, что меня фотографируют!

Фотографический портрет - это изображение человека,
который знает, что его фотографируют,
и то, что он делает с этим знанием,
является ... частью фотографии..

                        Ричард Аведон


И действительно, в точном соответствии со словами великого американского портретиста, как только человек понимает, что его снимают, он немедленно начинает с этим знанием что-то делать. И то что он делает, в большинстве случаев очень мешает его снимать.


Есть такая актёрская поговорка: "Собаку невозможно переиграть ни на сцене, ни в кадре". Насколько бы ни был гениален актёр, собака все равно сыграет лучше. А всё потому, что пёс не знает, что его снимают, поэтому он ведёт себя абсолютно непринуждённо — радостно машет хвостом, высовывает язык, увлечённо ловит блох или нюхает под хвостом других собак, и ему плевать на то, как он будет выглядеть. Аналогично ведёт себя в кадре ребёнок. Маленький человек до какого-то возраста совершенно не воспринимает себя критично. Он никогда не думает "О боже, у меня слишком большой нос!", или "О чёрт, мой нос слишком маленький!"

А вот взрослый человек, когда видит, что его снимают, сразу же чувствует неуверенность. Причина этой неуверенности заключается в том, что на него давит груз прошлых фотографий, а именно фотографий на которых он себе не понравился. Так что увидев объектив, все люди делают одно и то же — пытаются выглядеть лучше. Но тут возникает следующая проблема — обычный человек понятия не имеет о том, что нужно делать, чтобы выглядеть лучше! То ли поднять подбородок повыше, то ли опустить пониже — чёрт его знает! Руки становится некуда девать, человек чувствует неуверенность, напрягается, замыкается, становится угрюмым, и разумеется получается на фотографии ужасно.

Эта ситуация и родила распространённое утверждение: "Я лучше получаюсь тогда, когда меня снимают исподтишка!"
Действительно, когда человек не видит фотоаппарата, он спокоен, расслаблен, искренне улыбается, и получается на фотографиях наилучшим образом. А как только он замечает, что его снимают — всё, столбняк, зажим, ступор, и как результат — совершенно жуткие фотографии. Так что делать? Ведь нельзя же человека всю жизнь фотографировать исподтишка? Всем нам иногда приходится фотографироваться специально, к какому-нибудь событию например, или на паспорт. Такое неизбежное фотографирование поднимает проблему боязни объектива на новый уровень, то есть ты не хочешь, а тебя всё равно фотографируют!

Мне эта проблема видится вполне решаемой, по крайней мере в подавляющем большинстве случаев.

Любой человек под прицелом объектива остро ощущает свою уязвимость, и сила этого ощущения конечно же находится в самой прямой зависимости от того, насколько он уверен в своей внешности. Чем больше человек сомневается, тем сильнее он тушуется, зажимается, и уходит в свою раковину. Очень неуверенный в себе человек иногда даже начинает подсознательно заискивать перед фотографом, невольно проецируя на него ту власть, которую над ним имеет фотоаппарат.

В самом начале своей карьеры я не понимал некоторых нюансов этого процесса, и например на свадьбах часто удивлялся тому, что над шуткой фотографа люди смеются гораздо охотнее, чем когда юморит кто-то из своих. Со временем я понял, что этот смех является защитной реакцией в стрессовой ситуации. Вспомните например как тринадцатилетние девочки небольшой компанией оказавшись в трамвае, без видимых причин непрерывно ржут как маленькие лошадки — они это делают от смущения. Так и люди перед фотографом преодолевают своё смущение с помощью смеха, это нормально. Главное, если люди с готовностью смеются над твоими шутками, после этого не считать себя выдающимся комиком, а то некоторые мои коллеги, купившись на благосклонность публики, нередко скатываются в откровенное петросянство.

Но вернёмся к фотографированию. Как мы уже выяснили, упёршись в человека своим объективом, фотограф получает в свои руки определённую власть над фотографируемым, и вот здесь нужно очень тактично этой властью распорядиться. Основная задача стоящая перед фотографом, это определить, в какую из двух основных категорий относится портретируемый. Лично я вывел две основные категории, первая — человек, которого можно "настроить" на съёмку, и вторая — человек, настроить которого невозможно, и удачный снимок у него можно только "вырвать силой".

Разумеется, такое деление на категории весьма условно, зачастую бывает что конкретного человека нельзя отнести ни туда, ни сюда, а также нередки случаи, когда у тебя нет времени на "настройку", и ко всем, кого ты снимаешь, применяется упрощённая технология "вырвать снимок силой".

Про настройку человека на съёмку я расскажу как-нибудь позже, а сегодня о том, как преодолеть сопротивление клиента, который не хочет фотографироваться ни в какую. Как правило, такой человек реагирует на объектив как кролик на удава, и кроме крепко сжатых губ и нахмуренных бровей у него для тебя не припасено абсолютно ничего. Он точно знает, что его сейчас будут фотографировать, и он делает с этим знанием самое худшее, что только возможно — он себя с его помощью ужасает, иногда вплоть до обморока.

В таких случаях я всегда использую один нехитрый приём, а именно разговор. Любой разговор, на любые темы. Главное, чтобы клиент забыл о словах Аведона, и перестал "делать" со своим знанием то, что он делает. Тут главное — зацепиться, тема может быть любой, сдерживать свою фантазию необязательно, можно спрашивать о чём угодно, о музыке, о фильмах, об одежде, а людей постарше (совершенно беспроигрышный вариант!) — о внуках. Главное завязать разговор, и хоть немного отвлечь. Вторая по важности задача — не делать в разговоре пауз. Трепаться нужно до посинения, неважно о чём. В этот момент появляется надежда сделать снимок исподтишка, когда человек что-то рассказывает, и отвлёкся от своих страхов.

Бывает и такое, что вовлечь в разговор никак не получается, и на все вопросы человек отвечает неохотно и односложно. Тогда остаётся последняя надежда, и это именно то, что я называю "вырвать силой". С человеком нужно начать шутить. В разумных пределах применимы любые скабрёзности, не нужно стесняться, ведь даже если ты и ляпнешь что-нибудь лишнее, то это забудется, а фотография останется. И это главное. В этот момент основная задача — заставить человека улыбнуться, по возможности рассмеяться. По достижении успеха фотограф оказывается в одном шаге от успеха.

Но тут вырисовывается очередной подводный камень — у подавляющего большинства взрослых людей некрасивая улыбка. Очень многие улыбаясь кривят или сжимают губы. Это происходит оттого, что у многих годам к сорока очень плохие зубы. Даже весьма состоятельные люди зачастую демонстрируют непонятную боязнь дантистов. А бывает и такое, что кривая улыбка — следствие детских комплексов, и улыбаясь, человек прикрывает губами зубы в память о брекетах.

Установив, что с улыбкой человека фотографировать никак нельзя, опытный фотограф знает, что у него несмотря ни на что всё же есть ещё одна маленькая возможность получить желаемое. Каждый человек, даже когда он улыбается с неохотой, никак не может в доли секунды вернуть себе серьёзное выражение лица. И сразу же после того, как он уже не улыбается, но неизбежное забрало каменной серьёзности ещё не упало, всегда можно поймать короткий миг, когда и улыбка уже не искажает черт лица, но и брови ещё не нахмурены. Тут-то и нужно нажать на кнопочку!

Конечно же нужно понимать, что для применения данной техники фотограф должен в первую очередь хорошо владеть своей аппаратурой, и снимать не задумываясь, на полном автомате. Тут думать о выдержке и диафрагме просто некогда. Лично я в своё время прошёл хорошую школу снимая "на паспорт", это было до чрезвычайности полезно, хоть некоторые и возвращали потом свои фотографии, а когда я спрашивал, почему снимки не подошли, отвечали — "А я тут улыбаюсь".

В заключение у меня есть просьба ко всем, кто дочитал этот скучный текст до конца  пожалуйста, оставьте под ним свой комментарий, причём не нужно ничего писать, достаточно будет всего одной буквы. Мне это нужно, чтобы понять, сколько моих читателей реально в состоянии осилить длинное повествование.

Если у вас нет аккаунта в жж, оставляйте коммент анонимно, здесь это можно. Заранее всем спасибо;-)



UPD 1) Спасибо всем отписавшимся, лично мне совершенно непонятно как так вышло, что значительная часть моих читателей почему-то решила, что я напрашиваюсь на комплименты, и отписалась о том, что я интересен как автор. Спасибо конечно, но я реально ни о чём таком не просил, не знаю как так вышло. Завтра, после окончательного подсчёта всех комментариев, я всем отвечу. Ещё раз благодарю за внимание.



UPD 2) Всем спасибо, эксперимент окончен! Гугль Аналитикс не обманешь:





Эксперимент показал, что из двух тысяч сегодняшних посетителей всего 330 человек решились на то, чтобы отписаться. Аккаунты тех, кто сегодня заходил, но не оставил комментарий, были извлечены через статистику "мои гости", и поимённо переписаны на бумажечку.)

Ещё раз благодарю всех, кто участвовал!

UPD 3) Спасибо всем, подсчёт окончен, комментариев о прочтении оставлять больше не нужно!
Tags: Начинающему фотографу, фотообразование для всех
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 557 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →