Дмитрий Майстренко (strravaganza) wrote,
Дмитрий Майстренко
strravaganza

Categories:

Как научиться фотографировать "для себя"?

За последние двадцать лет мне бесчисленное количество раз задавали этот вопрос: ты же фотограф, подскажи, как научиться фотографировать? Не профессионально, нет! Нам так как ты снимать не надо, нам для себя, ребёнка там пофоткать, или в отпуске... В ответ я много раз искренне пытался помочь, что-то подсказывал, давал советы, иногда даже сам брался учить. И вот по прошествии многих-многих лет я думаю, что на вопрос "Как научиться фотографировать для себя?" я наконец-таки могу дать абсолютно исчерпывающий ответ.

И этот ответ: "Никак". Да, именно так — вы никак не сможете научиться фотографировать "для себя". Просто потому, что это невозможно. И я не вру, это действительно так, вы можете мне поверить, это утверждение я проверял уже тысячу раз. Ну, а если вы мне и сейчас не верите, я расскажу подробнее.

Регулярно бывает такое, что некий человек просит меня помочь разобраться с новым фотоаппаратом: — "Ну ты мне покажи основы, а дальше я сам разберусь!" Если человек действительно хороший знакомый, или если это симпатичная девушка, я соглашаюсь. По опыту я знаю, что дольше полутора часов такой урок длиться не должен, потому что уже на втором часу человек совершенно теряется в потоке технических терминов, и перестаёт что-либо понимать. Так что мы оговариваем полуторачасовую встречу, и встретившись, принимаемся за обучение. У меня давно уже выработан чёткий план представления необходимой информации: всё чётко по делу, конкретно, никаких лишних слов. Не является секретом то, что например многие обучающие видео грешат предложением нескольких альтернативных путей решения одной задачи, на мой взгляд это чистый идиотизм, который запутывает ученика, и оставляет в его голове полную кашу. Поэтому у меня всегда всё подаётся сжато, и я предлагаю решение каждой задачи одним-единственным, кратчайшим путём.

Сначала я поясняю, что такое выдержка и диафрагма, и на что они влияют, немедленно демонстрируя свои слова практической съёмкой: глубина резкости при закрытой диафрагме, и при открытой, чёткость при короткой выдержке, и смазка на длинной, убеждаюсь в том, что человек всё понял, и отвечаю на вопросы. Здесь нужно оговориться — я сразу же непреклонно пресекаю любые отклонения в сторону! Например когда обучаемый спрашивает: — "А зачем вот тут пиктограмма цветочка?" — я отвечаю — "Тебе это знать ни к чему!" — потому что если я сейчас ринусь в пучину объяснения четырёх китов, от которых зависит глубина резкости, и того, как именно это используется в макрофотографии, вкупе с тем, как именно это реализовано в фотоаппаратных "мозгах", то мы мало того, что не закончим до завтра, так я ещё и непоправимо перемешаю все те знания, которые я ученику в голову уже так аккуратно уложил.

Следующим этапом я всегда поясняю как контролировать автофокус, а точнее то, куда он наводится. Показываю, как переключиться на центральную точку, и как перекадрировать снимок после того как камера просигналит о завершении фокусировки. Затем поясняю распространение резкости при диафрагмировании, и поясняю зачем собственно перекадрироваться — чтобы осознанно навести резкость по ближайшему объекту, с тем, чтобы когда диафрагма закроется, в резкость попало всё, что находится за ним. На протяжении всего сеанса я постоянно делаю одно-единственное отступление, поясняя аварийный сброс в заводским настройкам: — "Если запутаешься, то смотри: вот это зелёный квадратик, ставь на него, и камера всё сама сделает за тебя", и переспрашиваю: — "Всё понятно?" — ученик отвечает: — "Да, конечно!"

В конце я всегда прошу проделать всё то, чему я учил, самостоятельно, в процессе слежу и поправляю. Человек пробует сам, и — о чудо! —  у него всё получается! Глаза обучаемого светятся счастьем, он (или она) наконец-то поняли, как делать приличные фотографии! На этом мы прощаемся, я выслушиваю массу благодарностей, (а иногда даже получаю поцелуй). Мы расстаёмся уверенные, я — в том, что научил азам фотосъёмки, ученик — в том, что освоил зеркалку.

Потом проходит месяц, или чуть больше, и однажды мой телефон звонит, поднимая трубку, я вижу что меня беспокоит мой недавний ученик. Думая, что ему просто нужно уточнение работы какого-то режима, я с вальяжным самодовольством признанного учителя произношу в трубку протяжное — "Да-а-а!" — и вдруг слышу, как на том конце провода, очень-очень смущаясь, мой недавний ученик произносит — "Дима, я очень извиняюсь, я тут пришёл фотографировать утренник дочери, помогите пожалуйста ...я.... я забыл как включается фотоаппарат..."

Он не помнит, как фотоаппарат включается!! КАК ВКЛЮЧАЕТСЯ, мать его за ногу!! А как же наше занятие?! Я же полтора часа всё так подробно разжёвывал, а он умудрился всё это забыть! И не спрашивайте, помнит ли мой студент что такое диафрагма, он уже и слово такое забыл, не говоря уже о том, что оно обозначает.

И со временем я перестал в таких ситуациях злиться, потому что понял одну простую вещь: если человек не закрепляет полученные знания ежедневной практикой, то влетевшее в одно ухо немедленно вылетает из другого, без малейшей задержки в мозгу.

Так что научиться снимать "для себя" возможно только тогда, когда вы постоянно практикуетесь, без этого не стоит и пытаться.

А если кто-то всё ещё сомневается, я могу предложить простейшую аналогию — много ли вы знаете людей, которые "для себя" научились играть на рояле? Что? Ни одного? Ну вот, я же говорил! А ведь казалось бы, ну что тут такого, перебираешь пальцами по клавишам, и получается музыка, ничего сложного!
Tags: фотообразование для всех
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 204 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →