Дмитрий Майстренко (strravaganza) wrote,
Дмитрий Майстренко
strravaganza

Category:

Как научиться фотографировать на самом деле?

Сегодня очень многие хотят научиться фотографировать. Кто-то лично для себя, чтобы улучшить качество семейного альбома, кто-то для того, чтобы потом на этом зарабатывать, но независимо от целей, главный вопрос остаётся неизменным: как это сделать?

В двух предыдущих постах я в подробностях разобрал два не очень эффективных способа овладеть фотографической мудростью, первый — просить совета у знакомого фотографа , и второй — идти в фотошколу. Оба эти варианта достаточно бесполезны, и редко приводят к положительному результату. А сегодня я наконец расскажу о том, как можно действительно научиться фотографировать. Правда боюсь, что многим этот способ покажется до крайности скучным и банальным, но вот так уж всё и есть, ничего с этим не поделаешь.

Итак! Единственный способ научиться действительно хорошо фотографировать, это ... (звучат фанфары, туш, и барабанная дробь) - самообразование!

Да, самообразование. Вот так вот неинтересно, уныло, без гламурных фотошкол и идиотистых друзей-фотографов, дающих глупые советы. И поверьте мне, другого способа просто не существует. Не изобретено. Увы. Я как-то вот тут об этом уже писал: "Если человек сам себя не смог научить, то никто другой его уже не научит, причём никогда и ни за какие деньги". И это действительно так, если человек не в состоянии научиться сам, то глупо рассчитывать на то, что его научит кто-то посторонний, или ему поможет какая-нибудь новомодная методика из тех, которыми хвастаются разные фотошколы.
Так что господа, выход действительно один — брать фотоаппарат, и идти снимать. Потом рассматривать то, что получилось, и если что-то непонятно, гуглить, и идти снимать снова. Снимать и гуглить, снимать и гуглить! Поверьте мне, только этот подход всегда даёт стопроцентный результат.

Правда, в ответ на предложение заняться самообразованием мне постоянно приходится слышать возражения о том, что учиться самостоятельно — это очень сложно, невероятно трудно, и вообще практически невозможно. В ответ я традиционно отвечаю: господа, а вы ничего не попутали? Это сегодня-то, в двадцать первом веке, когда в интернете за пять секунд можно найти ответ на любой фотографический вопрос, вам сложно учиться фотографии?! Вы уж извините, но я должен сказать: это с вашей стороны откровенное хамство!

Я вам сейчас вкратце расскажу о том, как учился лично я.

Сегодня вы, едва щёлкнув затвором, уже через секунду видите результат на экранчике фотоаппарата, через час — на большом мониторе у себя дома, а в наши времена приходилось ждать, пока не закончится вся плёнка, (иногда несколько дней!), потом нести её в проявку, ждать пока проявят, затем выбирать кадры для печати, снова ждать, и только спустя хрен знает сколько времени (заплатив за это немало денег!) мы могли видеть то, что у нас получилось, в лучшем случае на отпечатке 10Х15 сантиметров.

Сегодня, если вы замечаете на своих снимках например шевелёнку, то вы заглядываете в экзиф, и видите там полную информацию о снимке, включая ИСО, фокусное расстояние, выдержку и диафрагму. И вы сразу же можете понять, в чём была ваша ошибка, выдержка была длинновата для фокусного расстояния, объекто двигался слишком быстро, или ещё что-нибудь. А у нас если что-то не получалось, то мы чесали репу, вспоминая: — "Чёрт, какая же там была выдержка, что всё так смазалось?" — и в следующий раз брали бумажечку, и записывали на ней экспозиционные параметры каждого кадра. Каждого кадра, Карл!!

Вы скажете — идиот, зачем записывать, можно же было щёлкнуть смартфоном! Открою вам страшную тайну: смартфонов тогда тоже не было. Так что да, бумажечка и карандашик. Щёлкнул затвором — и пишешь краткое описание кадра, (чтобы не перепутать с соседним), и его экспозиционные параметры. Закончил писать — прячешь бумажечку, и можешь снимать дальше.

Это сегодня, в попытке получить нужный эффект сочетания выдержки и диафрагмы, вы можете сделать десяток дублей, добившись желаемого результата прямо на месте, а мы были вынуждены делать несколько дублей, (но не очень много, плёнка-то денег сто́ит!), затем проявка, печать, анализ результата, и только затем можно было подкорректировав данные, пробовать дальше. И ничего, что погода со вчерашнего дня уже сто раз поменялась, что свет уже не тот, и вообще весь кадр выглядит иначе, нужно же закончить начатое?

Сегодня вы смотрите в светлые видоискатели автофокусных зеркалок, и прекрасно видите всё, что у вас попадает в кадр, а в фотоаппарат "Зенит", если вы не в курсе, было совершенно ничего не видно! В нём было темно, как самой тёмной Африканской ночью в заднице самого чёрного Африканского носорога! А ведь тебе нужно было не просто туда смотреть, а ещё и пытаться навести резкость! И отдельным бонусом — заглядывая в эту носорожью задницу, ты видел всего 64% кадра! Да-да, шестьдесят четыре процента! То есть всего две трети того, что в итоге попадало на плёнку!
А если вы, в своём благостном заблуждении думаете, что видимое поле кадра обрезалось равномерно со всех сторон, то вы очень сильно ошибаетесь — по бокам кроп был гораздо сильнее, чем сверху и снизу, поэтому в видоискателе ты вместо прямоугольника видел практически квадрат. И ты должен был как-то композиционно выстроить кадр, представляя себе в голове то, что в результате получится на плёнке, опираясь лишь на свои предположения. И в довершение к этому гаданию на кофейной гуще, отдавая плёнки в автоматическую лабораторию, ты не имел никакой возможности повлиять на кадрирование при печати.
То есть более-менее правильно скомпонованный кадр мог получиться только при очень-очень большом везении.

Но если со всем вышеперечисленным фотоученик ещё мог справиться, то у него оставался ещё миллион препятствий, справиться с которыми было физически невозможно. Например, самая короткая выдержка на большинстве "Зенитов" была 1/500, а этого очень мало, и оказавшись на открытом пространстве в яркий солнечный день, да ещё с плёнкой в двести единиц, ты не мог открыть дырку шире, чем на F8, да и то, если солнце было не в зените. А в других случаях приходилось плёнку осознанно передерживать, на ступень или на две, что иногда чертовски затрудняло печать — плотный негатив могла "пробить" далеко не каждая печатная машина. Смешно, не правда ли?

А ещё каждого фотографа в те времена невероятно мучил курковый взвод затвора. Не то чтобы этот рычажок было сложно двигать, нет конечно, просто если ты взвёл затвор, то ты просто обязан был его спустить, хотя бы в течении часа. Оставлять механический фотоаппарат взведённым на длительное время было нельзя, у него от этого ослабевали пружины, что могло повлиять на точность отработки выдержек, с которыми у "Зенита" и так было плохо. Так что нужно было или взводить затвор непосредственно перед каждым кадром, что лишало тебя возможности сделать кадр навскидку, или всегда держать затвор взведённым, тогда по окончании съёмки приходилось нажимать на кнопку, и тратить один кадр вхолостую, что было очень обидно. Это сейчас все фотоаппараты комплектуются электронно управляемыми затворами, которые постоянно находятся во взведённом состоянии без малейшего для себя вреда.

А замер экспозиции со стрелочкой, которой требовалось полминуты не преодоление своей инерции? Вот смотришь на неё в видоискатель, и вслепую крутишь кольцо диафрагмы, или выдержки, или оба сразу. Почему вслепую? Потому что глаз от видоискателя отрывать нельзя, ведь тогда в него попадёт свет, и это повлияет на точность измерения. И само собой, в видоискателе ты не видишь никакой информации, ни выдержки, ни диафрагмы. И только поймав стрелочку в прорезь, и дождавшись окончания её колебаний, ты поворачиваешь фотоаппарат к себе, и видишь получившуюся экспопару. Разумеется, непременно оказывается, что или выдержка получилась слишком длинной, или диафрагма слишком открытой, и приходится начинать всё сначала, смотреть в видоискатель, и вслепую крутить головку выдержек, или кольцо диафрагмы. Веселье и акробатика! Через полгода таких тренировок у тебя невероятная ловкость рук и пальцы гинеколога!

Но вот это вот всё, что я описал выше — не поверите, это было даже не главным! Основной проблемой было другое: нам совершенно неоткуда было черпать информацию! Те самые знания, которые нужны как воздух, взять было просто негде!

Убогие СССРовские книжки по фотографии могли больше запутать, чем помочь, потому что они были невероятно устаревшими. Крайне дефицитными и неприлично дорогими были книги "чёрной" серии издательства "Мир", за ними охотились как за Синей птицей, и брали друг у друга "на почитать". Там можно было почерпнуть хоть какую-то информацию, не устаревшую ещё при Брежневе.

И вот теперь я хочу спросить — вы по-прежнему думаете, что сегодня учиться фотографировать тяжело? Нет? После прочтения моего опуса вы уже так не думаете? У вас уже зубы свело, и руки трясутся? Это хорошо, именно этого эффекта я и добивался!

Так что хватит оправданий, камеру в зубы, и вперёд! Всё что получилось, выкладывать в комментах! Обещаю добрую критику, и незлобивые советы.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 325 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →