Дмитрий Майстренко (strravaganza) wrote,
Дмитрий Майстренко
strravaganza

Categories:

Как научиться фотографировать на самом деле?

Сегодня очень многие хотят научиться фотографировать. Кто-то лично для себя, чтобы улучшить качество семейного альбома, кто-то для того, чтобы потом на этом зарабатывать, но независимо от целей, главный вопрос остаётся неизменным: как это сделать?

В двух предыдущих постах я в подробностях разобрал два не очень эффективных способа овладеть фотографической мудростью, первый — просить совета у знакомого фотографа , и второй — идти в фотошколу. Оба эти варианта достаточно бесполезны, и редко приводят к положительному результату. А сегодня я наконец расскажу о том, как можно действительно научиться фотографировать. Правда боюсь, что многим этот способ покажется до крайности скучным и банальным, но вот так уж всё и есть, ничего с этим не поделаешь.

Итак! Единственный способ научиться действительно хорошо фотографировать, это ... (звучат фанфары, туш, и барабанная дробь) - самообразование!

Да, самообразование. Вот так вот неинтересно, уныло, без гламурных фотошкол и идиотистых друзей-фотографов, дающих глупые советы. И поверьте мне, другого способа просто не существует. Не изобретено. Увы. Я как-то вот тут об этом уже писал: "Если человек сам себя не смог научить, то никто другой его уже не научит, причём никогда и ни за какие деньги". И это действительно так, если человек не в состоянии научиться сам, то глупо рассчитывать на то, что его научит кто-то посторонний, или ему поможет какая-нибудь новомодная методика из тех, которыми хвастаются разные фотошколы.
Так что господа, выход действительно один — брать фотоаппарат, и идти снимать. Потом рассматривать то, что получилось, и если что-то непонятно, гуглить, и идти снимать снова. Снимать и гуглить, снимать и гуглить! Поверьте мне, только этот подход всегда даёт стопроцентный результат.

Правда, в ответ на предложение заняться самообразованием мне постоянно приходится слышать возражения о том, что учиться самостоятельно — это очень сложно, невероятно трудно, и вообще практически невозможно. В ответ я традиционно отвечаю: господа, а вы ничего не попутали? Это сегодня-то, в двадцать первом веке, когда в интернете за пять секунд можно найти ответ на любой фотографический вопрос, вам сложно учиться фотографии?! Вы уж извините, но я должен сказать: это с вашей стороны откровенное хамство!

Я вам сейчас вкратце расскажу о том, как учился лично я.

Сегодня вы, едва щёлкнув затвором, уже через секунду видите результат на экранчике фотоаппарата, через час — на большом мониторе у себя дома, а в наши времена приходилось ждать, пока не закончится вся плёнка, (иногда несколько дней!), потом нести её в проявку, ждать пока проявят, затем выбирать кадры для печати, снова ждать, и только спустя хрен знает сколько времени (заплатив за это немало денег!) мы могли видеть то, что у нас получилось, в лучшем случае на отпечатке 10Х15 сантиметров.

Сегодня, если вы замечаете на своих снимках например шевелёнку, то вы заглядываете в экзиф, и видите там полную информацию о снимке, включая ИСО, фокусное расстояние, выдержку и диафрагму. И вы сразу же можете понять, в чём была ваша ошибка, выдержка была длинновата для фокусного расстояния, объекто двигался слишком быстро, или ещё что-нибудь. А у нас если что-то не получалось, то мы чесали репу, вспоминая: — "Чёрт, какая же там была выдержка, что всё так смазалось?" — и в следующий раз брали бумажечку, и записывали на ней экспозиционные параметры каждого кадра. Каждого кадра, Карл!!

Вы скажете — идиот, зачем записывать, можно же было щёлкнуть смартфоном! Открою вам страшную тайну: смартфонов тогда тоже не было. Так что да, бумажечка и карандашик. Щёлкнул затвором — и пишешь краткое описание кадра, (чтобы не перепутать с соседним), и его экспозиционные параметры. Закончил писать — прячешь бумажечку, и можешь снимать дальше.

Это сегодня, в попытке получить нужный эффект сочетания выдержки и диафрагмы, вы можете сделать десяток дублей, добившись желаемого результата прямо на месте, а мы были вынуждены делать несколько дублей, (но не очень много, плёнка-то денег сто́ит!), затем проявка, печать, анализ результата, и только затем можно было подкорректировав данные, пробовать дальше. И ничего, что погода со вчерашнего дня уже сто раз поменялась, что свет уже не тот, и вообще весь кадр выглядит иначе, нужно же закончить начатое?

Сегодня вы смотрите в светлые видоискатели автофокусных зеркалок, и прекрасно видите всё, что у вас попадает в кадр, а в фотоаппарат "Зенит", если вы не в курсе, было совершенно ничего не видно! В нём было темно, как самой тёмной Африканской ночью в заднице самого чёрного Африканского носорога! А ведь тебе нужно было не просто туда смотреть, а ещё и пытаться навести резкость! И отдельным бонусом — заглядывая в эту носорожью задницу, ты видел всего 64% кадра! Да-да, шестьдесят четыре процента! То есть всего две трети того, что в итоге попадало на плёнку!
А если вы, в своём благостном заблуждении думаете, что видимое поле кадра обрезалось равномерно со всех сторон, то вы очень сильно ошибаетесь — по бокам кроп был гораздо сильнее, чем сверху и снизу, поэтому в видоискателе ты вместо прямоугольника видел практически квадрат. И ты должен был как-то композиционно выстроить кадр, представляя себе в голове то, что в результате получится на плёнке, опираясь лишь на свои предположения. И в довершение к этому гаданию на кофейной гуще, отдавая плёнки в автоматическую лабораторию, ты не имел никакой возможности повлиять на кадрирование при печати.
То есть более-менее правильно скомпонованный кадр мог получиться только при очень-очень большом везении.

Но если со всем вышеперечисленным фотоученик ещё мог справиться, то у него оставался ещё миллион препятствий, справиться с которыми было физически невозможно. Например, самая короткая выдержка на большинстве "Зенитов" была 1/500, а этого очень мало, и оказавшись на открытом пространстве в яркий солнечный день, да ещё с плёнкой в двести единиц, ты не мог открыть дырку шире, чем на F8, да и то, если солнце было не в зените. А в других случаях приходилось плёнку осознанно передерживать, на ступень или на две, что иногда чертовски затрудняло печать — плотный негатив могла "пробить" далеко не каждая печатная машина. Смешно, не правда ли?

А ещё каждого фотографа в те времена невероятно мучил курковый взвод затвора. Не то чтобы этот рычажок было сложно двигать, нет конечно, просто если ты взвёл затвор, то ты просто обязан был его спустить, хотя бы в течении часа. Оставлять механический фотоаппарат взведённым на длительное время было нельзя, у него от этого ослабевали пружины, что могло повлиять на точность отработки выдержек, с которыми у "Зенита" и так было плохо. Так что нужно было или взводить затвор непосредственно перед каждым кадром, что лишало тебя возможности сделать кадр навскидку, или всегда держать затвор взведённым, тогда по окончании съёмки приходилось нажимать на кнопку, и тратить один кадр вхолостую, что было очень обидно. Это сейчас все фотоаппараты комплектуются электронно управляемыми затворами, которые постоянно находятся во взведённом состоянии без малейшего для себя вреда.

А замер экспозиции со стрелочкой, которой требовалось полминуты не преодоление своей инерции? Вот смотришь на неё в видоискатель, и вслепую крутишь кольцо диафрагмы, или выдержки, или оба сразу. Почему вслепую? Потому что глаз от видоискателя отрывать нельзя, ведь тогда в него попадёт свет, и это повлияет на точность измерения. И само собой, в видоискателе ты не видишь никакой информации, ни выдержки, ни диафрагмы. И только поймав стрелочку в прорезь, и дождавшись окончания её колебаний, ты поворачиваешь фотоаппарат к себе, и видишь получившуюся экспопару. Разумеется, непременно оказывается, что или выдержка получилась слишком длинной, или диафрагма слишком открытой, и приходится начинать всё сначала, смотреть в видоискатель, и вслепую крутить головку выдержек, или кольцо диафрагмы. Веселье и акробатика! Через полгода таких тренировок у тебя невероятная ловкость рук и пальцы гинеколога!

Но вот это вот всё, что я описал выше — не поверите, это было даже не главным! Основной проблемой было другое: нам совершенно неоткуда было черпать информацию! Те самые знания, которые нужны как воздух, взять было просто негде!

Убогие СССРовские книжки по фотографии могли больше запутать, чем помочь, потому что они были невероятно устаревшими. Крайне дефицитными и неприлично дорогими были книги "чёрной" серии издательства "Мир", за ними охотились как за Синей птицей, и брали друг у друга "на почитать". Там можно было почерпнуть хоть какую-то информацию, не устаревшую ещё при Брежневе.

И вот теперь я хочу спросить — вы по-прежнему думаете, что сегодня учиться фотографировать тяжело? Нет? После прочтения моего опуса вы уже так не думаете? У вас уже зубы свело, и руки трясутся? Это хорошо, именно этого эффекта я и добивался!

Так что хватит оправданий, камеру в зубы, и вперёд! Всё что получилось, выкладывать в комментах! Обещаю добрую критику, и незлобивые советы.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Почему "Godox V1" — полное дерьмо?

    Первой в мире накамерной вспышкой с круглой головой стала "Profoto A1". Производитель объявил её невероятным прорывом, и запустил мощную…

  • Неожиданный артефакт из СССР.

    Если бы мне кто-то рассказал, что такая вещь существует, я бы не поверил. Но на днях я увидел его своими глазами — самодельный катушечный…

  • Зашёл в Сбербанк, долго смеялся.

    Девочки в офисе все в масках, в пластиковых щитках, и главное — в резиновых перчатках. А так как у большинства длинные ногти, через пять минут…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 325 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Из последнего что мне самому нравится. Свечи перенесены из другой части кадра, чтобы композиция была интереснее. Высветлением "улучшен" свет.

У нас тоже такие девочки на свадьбах всё время выступают. Обожаю это шоу, потому что если абстрагироваться от того, что в её руках горящая хрень, её хореография выглядит уморительно смешно.

lx_photos

4 years ago

strravaganza

4 years ago

lx_photos

4 years ago

strravaganza

4 years ago

Возможности объектива? А так, фотка настолько здоровая, что не помещается у меня в мониторе целиком, из-за чего текст автора также вылазит за пределы монитора, и трудно читаем.

strravaganza

4 years ago

soupchik

4 years ago

deep_grey_angel

4 years ago

strravaganza

4 years ago

deep_grey_angel

4 years ago

strravaganza

4 years ago

deep_grey_angel

4 years ago

strravaganza

4 years ago

strravaganza

4 years ago

Детства моего светлые глазенки (ц).
Каких-то 25 лет назад, Зенит-Т, объектив Гелиос и все вот это вот, но ч/б так, что пленочки сам проявлял и не ждал никого, а чтоб все этосчастье окупить, макрокольца и Арнольд Шварценеггер с Брюсом Ли в помощь). Сейчас забыто все, ну база какая-то максимум осталась. Фотки еды в приемлемом для меня качестве, а вот интерьерку уже пардон не могу).
ну через мои руки в 80-е прошли и Praktica TTL и даже Asahi Pentax, хорошие камеры были. Печатал все только сам. Доступ к комитету комсомола решал финансовые вопросы...

strravaganza

4 years ago

alexkostabrava

4 years ago

hardsign

4 years ago

strravaganza

4 years ago

sanila_san

4 years ago

alex_197

4 years ago

strravaganza

4 years ago

alex_197

4 years ago

Ну, тут уж вы несколько усугубили, покупатели Зенита обычно знали, что, куда и зачем. А остальные -- в фотокружок при Дворце Пионеров, и расскажут, и покритикуют в нужной сере.
Так и что с того знания? Как был Зенит кирпичом, так и оставался, хоть ты его по винтикам изучи.

bloodwithmilk25

January 24 2016, 01:51:58 UTC 4 years ago Edited:  January 24 2016, 02:03:37 UTC

Когда начинал учится, года три назад, просмотрел примерно 500 часов видео на ютубе паралельно эксперементируя с камерой. Спустя какое то время уже свободно управлялся с ручным режимом.
P.S. Не считаю что то что ч/б это более искусство чем цвет, это у меня период такой был, вродь попустило, сейчаю юзаю ч/б только если очень надо!



https://www.flickr.com/photos/tonkoshkur/
эх, не застали вы магии приготовления проявителя с фиксажем:)

strravaganza

4 years ago

bloodwithmilk25

4 years ago

strravaganza

4 years ago

bloodwithmilk25

4 years ago

strravaganza

4 years ago

bloodwithmilk25

4 years ago

strravaganza

4 years ago

bloodwithmilk25

4 years ago

strravaganza

4 years ago

bloodwithmilk25

4 years ago

strravaganza

4 years ago

Забавно сейчас вспоминать всё это!Спасибо :)
Книжки издательства "Мир" были спасением! В 90-е я перексерил всю эту серию на офисном ксероксе, вечерами, в отсутствие начальства. Покупал для этого бумагу и картриджи.
Потому как на "Беседы о фотомастерстве" Л.Дыко и подобную литературу я уже не мог смотреть, до чего это было занудно и малоинформативно :)
0_b7f30_5c487ab2_orig.jpg
Про то, что их ещё и ксерили, признаюсь я не знал. Видимо, где-то информационный голод был ещё сильнее, чем у нас.

rickardonavarro

4 years ago

Читаю про "Зенит" и вспоминаю начало своей трудовой деятельности. Мокрый процесс, съемка одним кадром, ибо да - пленка дорогА, без права на ошибку, иначе потом огребешь по полной, в промежутки свободного времени проявить отснятые катушки, зарядить-намотать новые и напечатать фотографии. Бррр. Сейчас же - это просто теплица.
И еще на морозе у моего "Зенита" замерзал затвор, а от самой тушки жутко мерзли пальцы.

alex_197

January 24 2016, 05:34:00 UTC 4 years ago Edited:  January 24 2016, 05:34:36 UTC

раньше - была магия во все этих катушках, проявителях, увеличителях, красном свете...
кстати - пленка стоила, кажется, 35 копеек - или я не прав?

на морозе был другой прикол, по крайней мере у меня - резкость пропадала, причем прямо в глазах:)

hunting_kitten

4 years ago

alex_197

4 years ago

hunting_kitten

4 years ago

А я вернулся к плёнке. Привет, это я - "плёнкодрочер"! Зенит это "суперкамера", если сравнивать со многими камерами сделанных в СССР. Конечно, поснимав плёночным "кеноном" или "никоном", понимаешь, что зенитом только гвозди закалачивать, но если хочется "садомазо извращений", то он самое то! Попробовал "Любитель 166". Этот фотоаппарат выпускался в СССР для очень "СУРОВЫХ ФОТОГРАФОВ". Если человек отснял плёнку этим фотоаппаратом и у него осталось желание заниматься фотографией, то он действительно "КРУТ", и достоин звания СОВЕТСКИЙ ФОТОЛЮБИТЕЛЬ!!!
Снято Зенитом и плёнка - Аструм (бывшая Тасма)- https://fotki.yandex.ru/next/users/uri68/album/219228/view/920030
Сам вчера купил кутушку пленки. Зачем? Именно подрочиться, а может, вспомнить навыки. Сейчас-то мне проще, у меня есть электронный флешметр :)

alex_197

4 years ago

soupchik

4 years ago

soupchik

4 years ago

sibir_2015

4 years ago

soupchik

4 years ago

sibir_2015

4 years ago

sibir_2015

4 years ago

soupchik

4 years ago

alex_197

4 years ago

sergio_vorsin

4 years ago

sibir_2015

4 years ago

alex_197

4 years ago

У Зенита была очень жесткая кнопка спуска... Нажать ее и не сдвинуть камеру - прямо подвиг для моих тогдашних рук.

strravaganza

January 24 2016, 06:56:43 UTC 4 years ago Edited:  January 24 2016, 06:57:28 UTC

У моего "Зенита ЕТ" она ещё и застревала на полпути, приходилось её продавливать, и разумеется в момент срыва камеру нельзя было не дёрнуть.

alex_197

4 years ago

strravaganza

4 years ago

alex_197

4 years ago

Хотя имею вполне приличный опыт и стаж фотосъемки, попался интересный сайт. Думаю будет полезным и интересным для многих, особенно для тех, кто снимет на "авто".
Симулятор зеркальной камеры
http://photo-monster.ru/books/read/simulyator-zerkalki.html
Да, это великолепная штуковина, кстати в комментах к предыдущей записи её уже постили.
Ок, Гугл - я хочу снять этот домик:)
а что - проявлять дома религия мешала? Это же классно - пленку в темноте в бачок запихивать:) Потом обнаружить, что оно там все слиплось:) Это же магия была:)

И почему только 10х15? А 18х24, А 40х(не помню уже, ну такие - с портрет размером)?

И кто мешал печатать дома?
Речь идёт о цветной плёнке конечно. Её дома не проявишь и не напечатаешь.

hardsign

4 years ago

strravaganza

4 years ago

hardsign

4 years ago

strravaganza

4 years ago

был такой умный экспонометр, который не только показывал параметры экспозиции, а и запоминал их для каждого кадра. Конечно, в Zenit TTL его не было.
Сейчас не так важно уметь фотографировать. Очень важно уметь обрабатывать. Если взять хороший профессиональный аппарат и сделать 1000 снимков...отобрать из них 2 или 3. Обработать...ни кто и не скажет что это сделал мальчик 7 лет.
Если мальчик снимет смазанные и шевелёные кадры, никто и не подумает их обрабатывать. Так что снимать всё же нужно уметь.

kofayoh

4 years ago

strravaganza

4 years ago

kofayoh

4 years ago

strravaganza

4 years ago

ctaratel

January 24 2016, 05:56:59 UTC 4 years ago Edited:  January 24 2016, 06:01:11 UTC

Давным-давно отдавали в "подмастерья" к какому нибудь профи. В СССР это называлось "наставничество". Порой даже допускалось полное обучение! На уровне ПТУ! Мастер решал готов ученик или нет. Если готов то его допускали к экзаменам. Причем экзамены сдавались вместе с учениками ПТУ, той же комиссии. Присваивался разряд. Соответственно и документ об обучении вручался государственного образца. Конечно, без желания ни кого и ни чему не научишь. Можно и самостоятельно научится, по книгам. Но если тебя учит настоящий мастер, то такое обучение ни с чем не сравнишь!
А сейчас даже ВВП рекомендует возродить этот старинный способ обучения профессии. Или, как раньше говорили, ремеслу.
Ни один настоящий мастер не станет заниматься обучением, у него и без того достаточно работы. Разве что ему трамваем отрезало ноги, или он уже очень старенький.

sibir_2015

4 years ago

strravaganza

4 years ago

sibir_2015

4 years ago

sanila_san

4 years ago

algotua

4 years ago

sanila_san

4 years ago

ctaratel

4 years ago

strravaganza

4 years ago

ctaratel

4 years ago

strravaganza

4 years ago

ctaratel

4 years ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →