Дмитрий Майстренко (strravaganza) wrote,
Дмитрий Майстренко
strravaganza

Categories:

Как стать хорошим фотографом?

Сегодня уже куда ни плюнь, так непременно попадёшь в идиота, который считает себя хорошим фотографом. Прорва людей понакупала себе цифрозеркалок, и каждый второй из них позиционирует себя квалифицированным светописцем. На мой взгляд конечно по ним по всем завод для сжигания фотографов плачет, но это к делу не относится. После трёх постов, посвящённых изучению фотографии, (№1 №2 №3 ) многие в комментариях высказались за обучение у хорошего фотографа. Вот об этом мы сегодня и поговорим.


Думаю, что для начала нужно разобраться с определениями, а именно понять, что же это вообще такое — "хороший фотограф"? Как недавно выяснилось в разговоре с товарищем bloodwithmilk25, это весьма непростой вопрос.
Не будем сейчас вспоминать гениев и классиков мировой фотографии, с ними всё очень и очень неоднозначно, обратимся лучше к современникам. Кто из них достоин? Кого вообще считать состоявшимся мастером? Считать ли хорошим фотографом того, у кого миллион подписчиков в инстаграме? Или того, кто фоткает девочек, и охрененно популярен Вконтакте? Или того, кто сделал себе громкое имя на съёмке "ню", и зашибает хорошие деньги на местерклассах?  Честно скажу, на этот вопрос у меня нет ответа. Достоверного определения признаков хорошего фотографа просто не существует.

Но мои читатели неоднократно и ясно высказали своё мнение: чтобы творчески прогрессировать, начинающему фотографу полезна квалифицированная критика от хорошего фотографа. Для повышения мастерства и творческого совершенствования просто необходимо взять всё, и раскритиковать. Ну что ж, я не против критики, только вот от кого? Нужно же определиться, на кого равняться? Не слушать же всяких диванных аналитиков, в самом деле? И тут вдруг оказывается, что здесь вообще всё непонятно. Никто из именитых фотографов, насколько мне известно, не тратит своего времени на то, чтобы рецензировать работы начинающих. И кто тогда остаётся? Другие такие же юзеры, у которых больше опыта? Но тут возникает другая проблема — ни один советчик не даст совета выше того уровня, которого он достиг сам. То есть этот советчик всегда ограничен рамками собственного понимания.

И как тогда его слушать? Ведь рано или поздно каждый приличный ученик перерастает своего учителя? Как определить тот момент, когда пора уже перестать слушать чужие советы, и начать полагаться только на себя? Моё мнение на этот счёт однозначно — в творческом процессе полагаться только на своё собственное мнение нужно с самого начала. И не нужно пытаться возражать "Ну я же только начинающий, я пока что ничего не знаю!", потому что чувство вкуса — оно или есть, или его нет. И не стоит надеяться, что своим пониманием прекрасного с вами поделится какой-нибудь преподаватель. Лично я вообще сильно сомневаюсь, что в творческом плане можно хоть что-то получить от того, кто преподаёт "творческую фотографию".

Любой учитель всегда имеет чёткое представление о том, что такое "хорошая фотография", но вот только в большинстве случаев эта "хорошая фотография" сделана им самим. И он никогда не поднимется выше того уровня, которого он достиг когда-то, ведь он на самом деле уверен в том, что его фотографии — это наивысшая точка, предел качества. И эта его уверенность как правило отягчена полнейшим отсутствием самокритики. Сложно, знаете ли, не уверовать в собственную исключительность, годами общаясь с учениками, которые понимают в фотографии в сто раз меньше тебя. В такой ситуации, чтобы не зазнаться, нужно иметь просто невероятный уровень скромности. А со скромностью у наших преподавателей почему-то всегда было очень плохо.

И с сожалением приходится признать, что рано или поздно, но любой преподаватель неизбежно превращается в памятник самому себе. Проверить это очень легко, стоит в разговоре с учениками подвергнуть сомнению его авторитет, как тебя гневно обличат в том, что ты ни черта ни в чём не разбираешься, а их учитель — это царь и бог. И эта ситуация насколько печальна, настолько же и бесконечна. В нашем городе есть один очень известный преподаватель, который десятилетиями делает со своими студентами одно и то же — поставив камеру на штатив, он на длинной выдержке снимает модель, сидящую на полу, а за её спиной два студента держат в руках цветастую тряпку, играющую роль фона. И в процессе экспонирования эти двое шевелят тряпку, что в сочетании с выдержкой в полсекунды даёт чёткий силуэт модели на живописно размазанном фоне. Получившийся снимок с помощью проектора выводится на большой экран, и все студенты немедленно обссыкаются от восторга — "О боже, импрессионизм!", — "Как же это прекрасно!", — "Вы настоящий мастер!!" — а местечковый псевдогуру, гордо подняв голову, купается в потоке обожания.
Вот так вот, с помощью крайне нехитрого приёма, он заслуживает у своих учеников непререкаемый, немыслимый авторитет.

А ведь между нами, господа, ведь это же не что иное, как полнейшее дерьмо! Шевелящаяся тряпочка на длиной выдержке? Я вас умоляю, приличными фотографами этот приём был съеден и высран уже десятки лет назад! И преподносить его в качестве эдакого ноу-хау может только очень недалёкий человек, с помощью замшелых приёмов пытающийся произвести впечатление на своих учеников.

Здесь как нельзя кстати можно вспомнить случай, который мне однажды рассказал overtext. Преподавал у них в Университете один старый идиот, крайне херово разбиравшийся в живописи. И постоянно пытался заставить учеников делать так, как делает он сам. И вот однажды ученик решил приколоться, и потрафить своему преподавателю, нафигачив именно то дерьмо, которого учитель от него и добивался. Увидев результат, наставник просветлел лицом, и выдал бессмертную фразу: — "Знаете Дмитрий, а ведь я сделаю из вас великого живописца!" То есть вот этот старый кретин, чьего таланта не хватило ни на что, кроме преподавания на художественном факультете провинциального универа, полностью уверен в том, что он может выучить второго Леонардо Да Винчи!

Той же самой немочью страдают и все "учителя" фотографии — они болезненно серьёзно сами к себе относятся, и вместо обучения студентов самостоятельному мышлению, в лучшем случае пытаются превратить их в плохие копии самих себя.

На этом месте вполне справедливо прозвучит вопрос — так что же делать? Куда крестьянину фотографу податься? А ответ очень прост, если на этапе овладения техническими аспектами фотографии посторонняя помощь ещё может быть оправдана, и временами, при условии её квалифицированности, даже полезна, то на этапе творческого становления любое постороннее руководство мало того, что бесполезно, оно ещё и вредно. Нет, я конечно же допускаю, что где-то там, очень-очень далеко, может быть и есть какой-то учитель, который, прекрасно понимая собственную ограниченность, окажется в состоянии рассмотреть в ученике самостоятельного художника, и не втискивая его в Прокрустово ложе своих понятий, сможет без давления и назидания дать ему толчок в нужном направлении, а в какой-то момент признать, что большему научить он уже не может, и отправить молодого мастера в свободное плавание...
Но я не думаю, что встретиться с таким учителем у кого-то есть реальный шанс.

Теперь, я полагаю, вы уже поднесли к моему виску пистолет со взведённым курком, и хотите сказать — "Так что же тогда делать, мать твою!? Ты нам скажешь, или нет?!!".

Скажу. Конечно скажу. Делать нужно вот что — нихрена никого не слушать. Поверьте, творческий потолок любого человека заложен при его рождении, и у меня, и у вас, он задан раз и навсегда. И с этим ничего уже не поделаешь. Его можно только понизить, если например держать потенциально талантливого человека в неподходящей среде — Бетховен, родившись в племени аборигенов, никогда не написал бы Девятую симфонию. Точно так же если взять условного Шарикова, и поместить его в самое изысканное аристократическое общество, то максимум чему его можно будет научить  — не сморкаться в занавески. И то, на это понадобится время. А вот шедевров например музыки или живописи он миру никогда не подарит, можете мне поверить.

Так что если у человека есть намерение стать творческим фотографом, слушать ему стоит только самого себя. Если у него есть талант, вкус, и чувство меры, это рано или поздно даст свои результаты. Правда нужно оговориться, что эти результаты необязательно будут выражаться в коммерческом успехе, и даже скорее всего наоборот. Самое большее, на что вам стоит рассчитывать, так это на то, что со временем вы обзаведётесь кучкой драгоценных единомышленников, которые будут вас понимать. Но и тут есть опасность попасть в ловушку взаимовосхваления, и со временем обнаружить, что вы уже много лет дрочите на снимки друг друга, и никому их больше не показываете. Так что наверное всё же да, слушать можно только себя самого.

А захочется восторгов широкой публики — стезя тёлкофотографа всегда открыта, начинайте снимать голых девочек, и слава не заставит себя долго ждать!
Tags: фотообразование для всех
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 135 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →